Притяжение
Парк «Царицыно» – это продолжение музея. Мы с удовольствием работаем с пространством парка по законам музейного жанра, интегрируя разные формы искусства – визуального, перформативного – в природную среду. Воспользуйтесь новыми возможностями встречи и знакомства с искусством, превратите прогулку по нашему заповеднику в новый яркий эмоциональный опыт.
«Притяжение» – проект из цикла работ Марины Звягинцевой, посвященных «запертым» чувствам и вопросам взаимоотношений между людьми. Особенно актуальными эти проблемы стали весной 2020 года, когда весь мир оказался на карантине, проекты были поставлены на паузу, а люди – отдалены друг от друга. Эмоции людей, оказавшихся «взаперти», их взаимоотношения и барьеры между ними обрели новое звучание в паблик-арте – искусстве в общественном пространстве.
Марина Звягинцева. Об авторе
Марина Звягинцева – один из основоположников паблик-арта в России и признанный мастер site-specific искусства. «Визитная карточка» Марины – перформативная техника биотипии, которую художница использует в медиа-арте, 3D-объектах и инсталляциях. С весны 2020 года Марина создает цикл работ, посвященный запертым чувствам и социальным вопросам взаимоотношений между людьми.
На протяжении последнего десятилетия Марина Звягинцева, как идеолог и куратор программы паблик-арт проектов «Спальный район», развивает идею вторжения современного искусства в культурный вакуум городских окраин. Масштабные арт-объекты Марины можно встретить во дворах «Высшей школы экономики» в Хитровском переулке, в ЦТИ «Фабрика», в Морозовской детской больнице, Политехническом музее, Центре дизайна ARTPLAY, в инновационном центре «Сколково», а также на фасадах публичной библиотеки в Норильске, Тульского историко-архитектурного музея и школы «Класс-центр» в Москве.
Больше о творчестве Марины вы можете узнать на ее сайте https://artmarin.ru/ или в Instagram @artmarinzv.
Воплощение концепции
Два трехметровых стула, установленные друг напротив друга, стали метафорой диалога. Они напоминают, что мысленно вы можете обратиться к своему близкому человеку – или к незнакомцу; в ваших силах поддержать любого, кто нуждается в живом слове и взгляде.
Стулья стоят не рядом. Их разделяют 20 метров – символическое воплощение вынужденной разобщенности, необходимости соблюдать дистанцию. Но сила притяжения и потребности друг в друге настолько высока, что она делает это расстояние преодолимым. По «шажочкам», кусочкам пазлов, выстраивается «мост», восстанавливается утерянная связь.
Выбор цветов, в которые окрашены фрагменты мозаики и пространство под стульями, также символичен. Красный и синий цвета символизируют контраст энергий и стихий. Краски смешиваются и тем самым обогащают друг друга. Притяжение оказывается сильнее препятствий, и обмен энергиями происходит несмотря ни на что.
Выбор локации
Использование насыпной дамбы плотины не случайно. Двадцатиметровая инсталляция на насыпной дамбе плотины подчеркивает художественную концепцию преодоления и притяжения. Вода, текущая параллельно направлению инсталляции, представляет поток жизненных обстоятельств, но поток эмоций между людьми, представленный фрагментами мозаики, оказывается сильнее его.
Царицынская плотина (до 1775 года – Черногрязская плотина, иногда встречается название «дамба») – гидротехническое сооружение, образующее Верхний Царицынский пруд и отделяющее его от Нижнего Царицынского пруда. Она построена на речке Городне не позднее 1672 при боярах Стрешневых. У плотины располагались водяные мельницы. Она неоднократно перестраивалась и укреплялась. Узнать о плотине подробнее.
Выбор техники
Учитывая расположение объектов на Царицынской дамбе, особенно уместной и наглядной становится биотипия – визитная карточка Марины Звягинцевой и авторская техника художника. Симбиоз потоков воды и краски символично говорит о сложностях человеческих взаимоотношений и чувств людей. Как два каскада красно-синих красок смешиваются между собой и рождают сложный цвет, так и человеческие эмоции – перемешиваются, создавая новое качество и выводя на новый уровень взаимоотношений.
Перфоманс театра «Эскизы в пространстве»
В основу перфоманса театра «Эскизы в пространстве» легла личная история актеров театра Дмитрия Мышкина и Ирины Михайшиной. Вынужденная разлука на протяжении всего локдауна не стала препятствием для их отношений и совместного творчества. Проект Марины Звягинцевой вдохновил актеров на рассказ о том, как искусство сближает и притягивает людей, помогая преодолевать закрытые границы. Вниманию зрителей предлагается краткая версия перформанса.
Видео
Перформанс Юноны Захарьевой и Ивана Горячева
Участниками перформанса стали не только актеры Юнона Захарьева и Иван Горячев, но также сам арт-объект, место и, конечно, зрители. «Два актера пластическим языком с помощью движения показали, как сложно строить отношения друг с другом. Рано или поздно они найдут друг друга и встретятся» — так о перформансе рассказывает сама Марина Звягинцева.
Видео
Интервью с Мариной Звягинцевой
Разговор Марины Звягинцевой и Дарьи Колпашниковой – куратора и координатора выставочных проектов музея-заповедника Царицыно – позволит вам погрузиться в тему современного искусства, разобраться в особенностях паблик-арта, узнать о том, как арт-объекты меняют общественные пространства и отвечают на вызовы нашего времени. Марина Звягинцева расскажет о проекте «Запретные чувства» и сотрудничестве с музеем-заповедником Царицыно.
Видео
Public art в «Царицыне»
Многие выставки музея-заповедника «Царицыно» сопровождаются параллельными художественными проектами в парке. Работа с природной средой заповедника как с естественным продолжением музея – важная для нас задача, ведь «Царицыно» было задумано как дворцово-парковый ансамбль с едиными смыслами и атмосферой.
Так, например, выставка «Желтый звук» в 2019 году происходила не только в залах Хлебного дома, но и на полянах вокруг дворца. Даже те художники, которые обычно не работают с искусством в общественном пространстве, решаются в Царицыне на эксперименты – одним из них стал «Керамический пикник». В рамках фестиваля «Дачное Царицыно» совместно с социально-художественным проектом «Другая атмосфера» были представлены работы Сергея Катран «Скульптура для обнимания», «Лошадка» Милы Долман, а также арт-объект Марины Звягинцевой «Выход» – белый плот с открытой красной дверью и стулом перед ней на Верхнем царицынском пруду.