Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

26 марта в Большом дворце открылась новая экспозиция. Она рассказывает об истории памятника, ставшего одним из самых важных и известных экспонатов ГМЗ «Царицыно» – от замысла его создания в марте 1885 года и до установки в Екатерининском зале Большого дворца в 2007 году. Эта выставка открывает юбилейную программу, посвящённую 290-летию со дня рождения основательницы царицынского дворцового ансамбля — императрицы Екатерины II.

Решение о создании памятника Екатерине II, который сейчас украшает Екатерининский зал Большого дворца в Царицыне,  было принято на заседании Московской городской Думы в марте 1885 года. Поводом послужило 100-летие со дня издания императрицей 21 апреля 1785 г. Жалованной грамоты городам Российской империи. Создать статую Екатерины II было предложено скульптору М. М. Антокольскому. Первоначально предполагалось установить её на Воскресенской площади (сейчас площадь Революции) перед новым зданием городской Думы. Представленные Антокольским два варианта модели не устроили императора Александра III. От услуг скульптора пришлось отказаться, а статую Екатерины было решено установить не на площади, а в Большом зале заседаний городской Думы. После этого за работу над статуей Екатерины II взялся архитектор Д. Н. Чичагов, чей проект здания Думы победил на конкурсе. Он же выполнил рисунок статуи. Изготовлением её занялся скульптор А.М. Опекушин, который  к тому времени уже прославился как автор группы фигур на памятнике Екатерине II в Петербурге (открыт в 1873), автор памятника А.С. Пушкину на Тверском бульваре (открыт в 1880) и многих других монументов.

Открытие скульптуры Екатерины II состоялось на торжественном заседании Городской Думы 6 ноября 1896 года, в день 100-летия со дня кончины императрицы. На мероприятии присутствовали генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович, его супруга великая княгиня Елизавета Фёдоровна и другие.

После Октябрьской революции 1917 года скульптуру вывезли в Государственный музей изящных искусств. Не один раз над ней нависала угроза уничтожения. Спас её директор ГМИИ имени А.С. Пушкина скульптор С. Д. Меркуров, «спрятав» у своих друзей в Армении.

В 2003 году Правительство Москвы договорилось с властями независимой Армении о возвращении ее в Москву. В 2006 году, после того как в Третьяковской галерее была закончена реставрация скульптуры, было принято решение передать ее в музей-заповедник «Царицыно». Для транспортировки трёхтонный скульптуры был организован специальный транспорт с охраной. А чтобы внести её в Екатерининский зал пришлось разобрать один из дверных проёмов. Появление статуи Екатерины II стало огромным событием в жизни музея.

В экспозиции впервые представлены материалы, связанные с историей создания памятника – модель будущей скульптуры, серебряный мастерок с закладки нового здания Московской городской Думы, архивные фотографии и документы, в том числе письмо Опекушина о согласии работать над созданием скульптуры и письмо Меркурова об отправке её в Армению, отливочные формы, по которым восстанавливались утраченные в ХХ веке детали скульптуры.