Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

По традиции в канун новогодних праздников в Третьем Кавалерском корпусе открывается капсульная выставка «Рождество в дачном Царицыне». Всего несколько витрин в постоянной музейной экспозиции, но в каждой – все о традициях встречи Нового года, показанных на примере быта царицынских дачников и жителей поселка Ленино.

Самые ценные экспонаты на выставке – моховики. Игрушки из сухого мха, шишек, пакли, коры и бересты делали испокон веку крестьяне в вятских деревнях – такими они представляли себе мифических обитателей дремучих лесов русского Севера. Моховики участвовали во Всемирной выставке в Париже в 1889 году, и в докладе Вятского земства отмечалось, что они «были с восторгом встречены парижанами». Исключительно хрупкие и требующие особых условий хранения, моховики почти не сохранились до наших дней. Уцелели единичные экземпляры, ставшие музейными ценностями. Несколько моховиков хранятся в Русском музее в Петербурге, еще несколько в подмосковном Сергиевом Посаде. А эти два – у нас, в «Царицыне».

Еще в выставке участвуют деревянные игрушки второй половины XIX – начала ХХ века, «щепные» или вырезанных из трехгранных чурок и вручную расписанные красками. Большое распространение в конце девятнадцатого столетия получили фигурки из папье-маше, которые часто дарили и передаривали друг другу москвичи в прошлом. Игрушки эти хранились в семьях десятилетиями. В одной из витрин помещены как раз такие елочные украшения 1920-1950-х годов.

Рядом с ними – деревянные санки начала ХХ века, которые были в ходу до конца 1950-х, пока им на смену не пришли фабричные изделия с металлическими полозьями и деревянными цветными палочками вместо сиденья. Впервые в этом году куратор экспозиции «Дачное Царицыно» и старший научный сотрудник музея Елена Офицерова собрала для рождественской выставки коллекцию советского фарфора: работы скульптора Галины Столбовой из серии «Счастливое детство», имевшей большой успех и выпускавшейся на Ленинградском фарфоровом заводе, «Лыжник» и «Лыжница» Зинаиды Окуловой c Гжельского фарфорового завода, «Емеля»; «Иванушка-дурачок», «Конек-горбунок» Ольги Богдановой, работавшей на Дулевском фарфоровом заводе, и несколько разных «Снегурочек», ежегодно выпускавшихся на разных фарфоровых заводах.

На фотографии из семейного архива А.И. Казанцева, сделанной в 1936-37-х годах, детвора именно на таких санках катается на склоне у павильона «Нерастанкино». К слову, на фотографии юная Лидия Драновская (с поднятой рукой) – будущая актриса, сыгравшая главную роль в фильме Юлия Райзмана «Поезд идет на Восток», с подругами.

В Третьем Кавалерском корпусе с мая 2017 года работает постоянная музейная экспозиция «Дачное Царицыно», посвященная дачной истории места. Со второй половины XIX века и до 1917 года Царицыно было самым популярным подмосковным поселком, где проводили лето писатели, музыканты, ученые и политики. Здесь стояли дома председателя I Государственной думы Сергея Муромцева, изобретателя Дмитрия Езучевского, историк Ивана Забелина. В Царицыне гостили писатели Леонид Андреев, Иван Бунин, режиссер Всеволод Мейерхольд и певец Федор Шаляпин. Антон Чехов и Ольга Книппер всерьез подумывали о царицынской даче, но смерть писателя в 1904 году не дала их плану осуществиться. Выставка «Рождество в дачном Царицыне», которую музей традиционно открывает в декабре, не только показывает старинные новогодние украшения, но и дает возможность проникнуться духом времени.