Памяти Великой Отечественной войны. Шедевры из коллекции «Царицына»
22 июня — памятная дата для многих стран и народов, принявших участие в Великой Отечественной войне. В День памяти и скорби музей-заповедник «Царицыно» представляет лучшие произведения из своей коллекции, посвященные этому времени. В фондах музея хранится немало таких работ, созданных в разные годы, начиная с военных лет до наших дней.
В нашей стране тема войны оставалась актуальной на протяжении всей послевоенной истории. Она всегда находила отклик у людей, переживших войну как собственный трагический и страшный опыт. Для следующих поколений эта тема сделалась близкой через семейную память, ощущение причастности к недавнему прошлому страны. День Победы давно стал и остаётся всенародным праздником «со слезами на глазах». Но давно пришло и осознание многогранности и многослойности военной эпохи: в жизни людей в эти годы рядом со страданиями и подвигом находилось место сложным человеческим чувствам и простым радостям. И художники, избиравшие военную тему для своих произведений, осмысливали не только высокий подвиг военного времени, но и порой совсем не героические с виду будни фронта и тыла. И конечно, торжество и радость Победы.
Для этой выставки были выбраны работы, показывающие личное, пропущенное через разум и сердце отношение автора к теме, а также изменение оптики авторского взгляда на протяжении прошедших десятилетий у разных поколений художников и в разной национальной среде.
Свою задачу художники военного времени видели в создании произведений, которые без лишнего пафоса ободряли бы людей. Авторы таких работ приобрели по-настоящему народную любовь.
Алексей Георгиевич Сотников (1904–1989) – один из наиболее значительных художников-керамистов ХХ века. Интерес к пластическим экспериментам привёл его на Дулёвский фарфоровый завод. В начале войны он был мобилизован, а в 1942 году переведён в Студию военных художников имени М.Б. Грекова. Во время войны Сотников периодически возвращался на Дулёвский завод, многие из созданных им тогда работ затем тиражировались. Эти скульптуры часто вручали офицерам вместе с боевыми наградами.
Своими произведениями Алексей Сотников стремился ободрить и внушить уверенность в победе, отказываясь от изображения смерти и ужасов войны. Его герои понятны и близки каждому и этим напоминают персонажей поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».
Елена Петровна Кубарская (1905–1986) была выдающимся художником по фарфору и графиком. В 1929–1941 и 1943–1945 годах работала на Ленинградском фарфоровом заводе. Во время войны она отказалась от эвакуации из осажденного города и вернулась к работе, когда завод возобновил производство. Елена Кубарская была награждена орденом Красной Звезды и медалью «За оборону Ленинграда».
Конец 1950-х – 1960-е годы – это время, когда в осмыслении войны на первое место выдвигалось прославление героизма как принесения себя в жертву Родине. Изображение людского горя и невосполнимых потерь зачастую оставалось за пределами официального нарратива о народном подвиге. Второй важной линией в искусстве этого времени стала тема восстановления страны после войны и связанных с этим искренних надежд на грядущее счастье.
Антонина Казимировна Ладур (1908–1986) – художник военного поколения, но её основные работы были созданы в конце 1950-х – 1960-е годы.
Евгения Ильинична Гатилова (род. 1921)
Герои произведений Евгении Гатиловой – люди, которые в послевоенные годы поднимали страну из руин. Образы, созданные художником, полны лиризма и надежды на счастливое будущее.
В 1970-е – начале 1980-х годов на художественную авансцену вышло поколение «детей войны». В творчестве авторов этого времени заметное место стала занимать тема огромных потерь, понесённых страной в войне. В декоративном искусстве художники смогли затронуть подобные темы раньше, чем это сделали живописцы и скульпторы. Такое восприятие Великой Отечественной войны подтолкнуло художников к неприятию и осуждению войны как явления, чуждого природе и жизни человека.
Мастера 1980-х развивали темы, работа над которыми началась в 1970-е. Они искали способы выразить собственный взгляд на войну, сопоставляли себя с её героями. У послевоенных поколений не было опыта их родителей и дедов. Но ещё были живы многие фронтовики, воспоминания о войне и дневники блокадников начали издаваться без купюр. И горе, принесённое войной, стало основной темой искусства 1980-х.
В 1990-е годы тема Великой Отечественной войны выпала из «обязательной программы» художественного процесса, но осталась жить в памяти народа. Художники осмысляют значимость ее для поколения людей, прадеды которых участвовали в этой войне.