Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

«Ожившая пьеса императрицы» — выставка, посвященная эпохе Просвещения, готическому искусству и литературным увлечениям императрицы Екатерины II.

Сюжетной основой выставки «Ожившая пьеса императрицы» стала малоизвестная пьеса «Чесменский дворец» — одно из многих драматургических произведений Екатерины II. Пьеса осталась наброском. Написанная на французском языке предположительно в начале 1780-х годов, пьеса впервые увидела свет в русском переводе в издании 1907 года. Сюжет «безделки» (так императрица называла свои литературные опыты), построен вокруг рассказа сторожа-ветерана, который во время обхода обнаруживает, что висящие в покоях Чесменского дворца портреты русских и западноевропейских правителей разных эпох — императриц Марии-Терезии, Екатерины I и Елизаветы Петровны, императоров Людовика XVI, Иосифа II, Петра I, древнерусских князей Александра Невского и Всеволода Большое Гнездо — по ночам переговариваются, обсуждают последние новости, остро пикируются друг с другом. О чем говорят портреты? Почему их разговоры интригуют современного зрителя?

Выставка «Ожившая пьеса императрицы» занимает четыре зала. В первых двух можно увидеть экспонаты исторические и интерактивные (в том числе оригинальные издания пьес «Чесменский дворец» и «Начальное управление Олега», которые можно полистать на планшете). В остальных залах разыгран аудиовизуальный перформанс: художники Алексей Политов и Марина Белова создали рельефные портреты государей, а Евгения Буравлева и Егор Плотников соорудили маленький театр-инсталляцию в готическом вкусе. Режиссер Юлия Овчинникова специально для выставки сняла фильм, а актер «Гоголь-центра» Филипп Авдеев исполнил в нем главную роль, прочитав текст пьесы Екатерины II.

«Выставка и аудиовизуальный перформанс позволят почувствовать обаяние старинных сюжетов. Оживят готическую пьесу императрицы современные художники. Само пространство перформанса даст возможность зрителю стать соучастником пьесы, понять, что некие психологические матрицы общения и оценки характеров и событий у нас схожи. Дискретность высказываний и их нелинейная последовательность в лентах социальных сетей необычно рифмуются с автономными репликами говорящих портретов в пьесе Екатерины II. Симпозиум героев аналогичен постам в фейсбуке. Этот инсценированный императрицей почти фейсбучный шум голосов позволяет преодолеть догматизм понимания исторического процесса и убедиться, что историю делали живые люди».
Сергей Хачатуров, куратор выставки, кандидат искусствоведения, доцент кафедры отечественного искусства истфака МГУ.