Loading...

Классические образы в декоративном искусстве второй половины ХХ века.

Декоративно-прикладное искусство традиционно — одно из самых консервативных. Предметы, скованные своей функцией, склонны к постоянству: чашка остается чашкой, а ковер – ковром. Но бывают моменты, когда именно его мастера, не подверженные пристальному вниманию властей и отзывчивые к новым возможностям материалов, оказываются обладателями удивительной творческой свободы и лидерами художественного процесса. Иногда это лидерство заключается в обращении к темам прошлого, в умении вдохнуть в них новую жизнь.

«Классика под запретом» — так можно охарактеризовать ситуацию в искусстве после 1955 года и постановления «Об устранении излишеств». Но конец советского классицизма, не освободил художников. В эпоху покорения космоса искусство должно было смотреть в будущее, власти поощряли поиски новых форм, но темы ограничивали. Цензура и диктат  в искусстве и литературе не утратили своей жесткости. Об этом свидетельствуют и судьба «бульдозерной выставки» и многие другие события. Декоративное и декоративно-прикладное искусства оказались теми средствами, которыми вносились элементы декора и человеческое измерение в суровые формы архитектуры конца 1950-х — начала 1960-х и в гулкие пространства советского модернизма. Достаточно часто контрапунктом звучала классика. В 1980-е годы тональность поменялась. В искусстве возникла тема  ностальгии по классике.

Эта тема очень пронзительно звучит и сегодня. Тяга к классическим образцам с чувством того, что эта гармония безвозвратно утрачена, и пониманием того, что мы не можем возродить ее, но можем бережно сохранить, актуализируется в произведениях конца 1990-х — начала 2000-х годов. Ностальгией проникнуты и образы Царицына современных мастеров.

Торжество над временем

Люция Шулгайте. Композиция «Ave Vita». 1985

Композиция «Ave Vita».1985

Автор: Люция Шулгайте (1933)

Материал, техника: фарфор, надглазурная роспись.

Название композиции с латыни переводиться как «Слава Жизни». Люция Шулгайте здесь затронула и основные для ее творчества темы неукротимого стремления природы к жизни и к обновлению, и удивительную хрупкость творений рук человеческих. Руины античного храма, удивительно гармонично слились с травой и цветами, и в этом единстве получили не забвение, а вечную жизнь. В сломах колонн отражаются голубые небеса и проплывающие облака.

Люция Шулгайте – известный литовский художник, который работает с самыми разными материалами: керамика, фарфор, металл стекло, батик.

Георгс Барканс. Гобелен «Художник и его образы». 1980

Гобелен «Художник и его образы». 1980

Автор: Георгс Барканс (1925-2010)

Материал, техника: Шерсть, лен, ручное ткачество в смешанной технике

Используя смешанные льняные и шерстяные нити и разные приемы ткачества, автор добился визуального эффекта старой фрески. Перед стилизованным изображением художника, всплывают образы античных персонажей – Фавна, Кентавра, Флоры, проявляясь из дымки прошлого. Такому восприятию способствует зелено-коричнево-серая гамма гобелена.

Юрий Козлов. «Мужской торс». 1994

«Мужской торс». 1994

Автор: Юрий Козлов (1946)

Материал, техника: шамот, соли, бесцветная глазурь

Небольшая скульптура повторяет знаменитый «Бельведерский торс». Античное произведение сильно пострадавшее, но даже в таком виде исполненное невероятным пластическим напряжением. Мощь и динамизм, скрытые в этом творении, поражали и вдохновляли Микеланджело, а позже и других скульпторов. Юрий Козлов повторил то, что делал Микеланджело. Он создал боццетто, скульптурный эскиз, «Бельведерского торса», не только отдавая дань великому искусству прошлого, но и как скульптор, демонстрируя, что впечатление пластической мощи, создаваемое произведением,  не зависит от его размера.

Борис Смирнов. Декоративная ваза-чаша «Гончар». 1962

Декоративная ваза-чаша «Гончар». 1962

Автор: Борис Смирнов (1903-1986)

Материал, техника: Шамот, рельеф, роспись, спекшаяся эмаль

Борис Смирнов — представитель старшего поколения среди представленных на виртуальной экспозиции авторов. Он был свидетелем авангарда, потом возникновения советского классицизма, подменявшего идеи классики, борьбы с ним. Эту работу автор создал в период «классики под запретом», она является его творческим манифестом.  Форма вазы максимально проста и представляет собой немного расширяющийся кверху цилиндр. Произведение будто сейчас выходит из под рук гончара, который рельефно изображен на внешней стороне. На внутренней стороне также нарисован гончар, чей образ словно сошел с древнегреческой вазы. Рельефное изображение снаружи – это и автопортрет Бориса Смирнова и собирательный образ гончарного искусства, и осознание непрерывности традиции.

Владимир Цивин. «Диалоги». 1981

Композиция  «Диалоги». 1981

Автор: Владимир Цивин

Материал, техника: шамот, ангоб, эмали, глазури

Композиция вдохновлена фронтоном афинского Парфенона. Этот величайший шедевр скульптора Фидия практически был разрушен взрывом. Но даже обломки и фрагменты статуй продолжают завораживать своей гармонией.

Скульптор Владимир Цивин считается одним из ярких современных мастеров, но на новые поиски его подталкивает искусство прошлого, с присущим ему иным восприятием. Но не следует понимать композицию в фарфоре «Диалоги», как его диалог с античным памятником. Присмотревшись, зритель поймет, что это скульптуры продолжают вести диалог между собой. Скульптор сам говорит, что «на шедевре невозможно учиться…Это недосягаемая загадочная вещь — это тайна совершенно».

Диалог с современным

Наталья Еремеева. Гобелен «Прометей ХХ века». 1976

Гобелен «Прометей ХХ века». 1976

Автор: Наталья Еремеева (1938-1995)

Материал, техника: шерсть, лен, ручное авторское ткачество

Наталья Еремеева — автор уникальных произведений для интерьеров общественных зданий Ленинграда: с группой ведущих ленинградских художников работала над созданием шпалер «Петровская сюита» и «Синий гобелен» для гостиницы «Ленинград»; ей принадлежит гобелен «Гербы Земли Псковской» для интерьеров ВАО «Интурист». Ее творчество непосредственно было связано с архитектурой и следовало «большому стилю». И все же в данной шпалере она в современном прочтении дает новую жизнь мифу о Прометее, укравшем огонь у Богов и подарившем его людям.

Ирина Колесникова. Мини-гобелен «Лежащий».1989

Мини-гобелен «Лежащий».1989

Автор: Ирина Колесникова (1959)

Материал, техника: Лен, шелк, ручное ткачество

На гобелене изображен мужчина, лежащий у пруда, в котором отражена церковь. Герой -современный человек, который живет в духовном общении с природой и прошлым.

Дмитрий и Людмила Шушкановы. Вазочка «Золотая капля». 1983

Вазочка «Золотая капля».1983

Авторы: Дмитрий (1923-2002) и Людмила Шушкановы (1926-2008)

Материал, техника: цветное стекло, гутная техника, кракле

Небольшая ваза голубого стекла с налепами бесцветного и золотого стекла в виде капель, сама напоминает по форме каплю. Одновременно она повторяет древнегреческие алабастроны (алавастры) – сосуды для драгоценных ароматических масел.

Кира Даниэль-Бек. Стакан «Дорожный». 1951

Стакан «Дорожный». 1951

Автор: Кира Даниэль-Бек (1920-1991)

Материал, техника: бесцветный хрусталь, гранение, гравировка

Стакан был выполнен на Ленинградском заводе художественного стекла. Известный художник по стеклу парадоксально соединила очень лапидарную современную форму с рисунком гравировки наподобие декоративных композиций XVIII века.

Наталья Гончарова. Кубок «Атлант». 1979

Кубок «Атлант». 1979

Автор: Наталья Гончарова (1945)

Материал, техника: хрусталь, алмазная грань, пескоструйная обработка

Ленинградский завод художественного стекла был долгое время лидером отрасли в области творческих поисков. Наталья Гончарова, обыграв образ Атланта, который поддерживает конструкцию, ввела второе основание. И кубок, каждый элемент которого отсылает к классике, получился новаторским по своему стилю.

Ускользающая красота

Инна Олевская. Декоративная композиция «Этюд к сонету Ф. Петрарки «Благословен день, месяц, лето, час…». 1977

Декоративная композиция «Этюд к сонету Ф. Петрарки «Благословен день, месяц, лето, час…». 1977

Автор: Инна Олевская (1940)

Материал, техника: фарфор, бисквит, надглазурная роспись

Инна Олевская — ведущий художник и скульптор сначала Ленинградского, ныне Императорского фарфорового завода. Уже в первых произведениях она ярко заявила о себе. Ее творческое кредо было и остается соединение современного и прошлого. Но данная композиция отмечена тем, что она пытается запечатлеть не только Петрарку и Лауру,  но и поэтику ускользающих образов строф сонета.

Сергей Гавин. Гобелен «Проект реставрации». 2005

Гобелен «Проект реставрации». 2005

Автор: Сергей Гавин (1953)

Материал, техника: шерсть, шелк, авторское ручное ткачество

Горизонтальна композиция-размышление о творце, осмысливающем образы прошлого и будущего искусства шпалеры. Пространство поделено вертикальными и горизонтальными линиями на фрагменты, символизирующие этапы развития шпалеры и характерные детали стилей (павлин, гирлянды, животные и пр.). В центре светлой перспективы – образ шпалеры «Дама с единорогом» (XIV век)  как эталон. Слева в углу фигура творца с крыльями фантазии за плечами.

Ольга Гридина. Гобелен «Страницы прошлого». 1985

Гобелен «Страницы прошлого». 1985

Автор: Ольга Гридина (1945)

Материал, техника: шерсть, лен, ручное ткачество

На фоне  сюрреалистического пейзажа, почти абстрактного, парят оторванные альбомные листы памяти, на них среди запечатленных обломков, силуэтов, взгляд вычленяет этюд с античной скульптурой.

Андрей Мадекин. Гобелен «Свадьба в Кане Галилейской». 1989

Гобелен «Свадьба в Кане Галилейской». 1989

Автор: Андрей Мадекин (1963)

Материал, техника: шерсть, хлопчатобумажная нить, ручное ткачество

Композиция на евангельский сюжет, повествующий о первом явленном Христом чуде, представляет сидящие за свадебном столом фигуры. Стиль исполнения отсылает нас и к живописи итальянского кватроченто и одновременно к раннему кубизму. Но самое основное, что оставленные художником поля, вертикальные и горизонтальные линии создают подобие рамы, отделяющей зрителя. Такой прием создает очень сложное прочтение сюжета.

Андрей Мадекин. Гобелен «Тайная вечеря». 1990

Гобелен «Тайная вечеря». 1990

Автор: Андрей Мадекин (1963)

Материал, техника: шерсть, хлопчатобумажная нить, ручное ткачество

Композиция развивает цикл работ автора, на евангельские сюжеты. Она созвучна с предшествующей работой автора — «Свадьба в Кане Галилейской»

Вероника Орехова. Ваза декоративная «Созвездие Пегаса». 1985

Ваза декоративная «Созвездие Пегаса». 1985

Автор: Вероника Орехова (1929-2017)

Материал, техника: терракота, цветные ангобы, глазурь

Ваза выполнена в форме классической античной амфоры. Она также выполнена из терракоты, и прозрачная глазурь создает впечатление лака. Но тулово вазы расписано цветными ангобами. Эффект дымки в росписи создает впечатления видения, где в колеснице, запряженной Пегасом, мчится по небу богиня Эос (Аврора). На оборотной стороне изображение млечного пути на звездном небе.

Ностальгия по «Царицыно»

 

Алла Шмакова. Гобелен «Слава Баженова» 1989-1990

Гобелен «Слава Баженова» 1989-1990

Автор: Алла Шмакова (1944)

Материал, техника: шерсть, лен, классическое ручное ткачество

В 1988 году в связи с 250-летием со дня рождения В. И. Баженова и М. Ф. Казакова Музеем было инициировано обращение к художникам, для создания работ на тему Царицына.  Алла Шмакова создала масштабный (300х420) гобелен «Слава Баженова», представляя архитектурный ансамбль в двух измерениях – руин (в 1988 только начата реставрация) и в виде идеализированного образа. В 1991 гобелен получил Серебряную медаль АХ СССР, а в 1999 занял центральное место на выставке «Во славу В. И. Баженова», приуроченной к 200-летию кончины зодчего.

Марина Нечепорук. Панно-коллаж «Сны о Царицыно». 1997

Панно-коллаж «Сны о Царицыно». 1997

Автор: Марина Нечепорук (1958)

Материал, техника: лен, шелк, бумага заводского изготовления, бумага ручного изготовления, металл, стекло, зажимы, коллаж, ткачество ручное.

Марина Нечепорук — один из самых ярких мастеров современного гобелена. К 200-летию смерти архитектора Василия Баженова она создала серию гобеленов-коллажей, посвященную Царицыну. На них не столько запечатлены известные памятники царицынского ансамбля, сколько создается атмосфера их хрупкости, ностальгии по ушедшим временам. Заглавный гобелен серии переносит образы ансамбля в сферу «небесной механики». На поперечной полосе изображены четыре женские фигуры и фрагменты архитектуры Царицыно (Галерея с аркой и Большой дворец).

Марина Нечепорук. Гобелены «Царицыно. Большой мост» и «Царицыно. Фигурный мост». 2005-2006

Гобелены «Царицыно. Большой мост» и «Царицыно. Фигурный мост». 2005-2006

Автор: Марина Нечепорук (1958)

Материал, техника: шерсть, леска, ткачество ручное, металл

Марина Нечепорук неоднократно возвращалась к образам Царицына:  построек, парка, ностальгической атмосферы.  Мосты представлены на фоне сияющих осенних деревьев и неба. Обрамление вида готической рамой переносит зрителя во дворец.

Ирина Колесникова. Панно-коллаж «Блокнот». 1999

Панно-коллаж «Блокнот». 1999

Ирина Колесникова (1959)

Материал, техника: Лен, шелк, бумага ручного отлива, ткачество ручное (шпалера), коллаж, акварель

Один из серии коллажей Ирины Колесниковой, посвященных Царицыну. Состаренные мятые листы бумаги создают образ блокнота самого создателя ансамбля Василия Баженова.

Любовь Савельева. Витражный ансамбль «1775 год. Лето в Царицыне». 1999

 

Витражный ансамбль «1775 год. Лето в Царицыне». 1999

Автор: Любовь Савельева (1940)

Материал, техника, цветное стекло, металл, протяжка

Витражи Любови Савельевой отличаются воздушной прозрачностью, возникающие изображения воспринимаются как метафоры времени, событий, эмоций. Витражный ансамбль был создан  для музея на московской Мануфактуре художественного стекла. Ансамбль включает портретные изображения архитектора В. И. Баженова, князя Г. А. Потёмкина, Екатерины II, вел. кн. Павла Петровича и вел. кн. Натальи Алексеевны, графини П. А. Брюс, фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского.