Образ Екатерины II в русском искусстве XVIII века
Лекция из цикла «Екатерина II: Остроумная история»
Для участия в событии необходима регистрация
Вход – по билету в музей
Любой европейский монарх XVIII века был «обречен» на изображение, поскольку его образ, как и имя, заведомо принадлежали истории. Портреты же правителей давали наглядную картину развития государства. Известно довольно много изображений Екатерины II еще с тех пор, когда она, будучи принцессой Ангальт-Цербстской, в 1744 году прибыла в Россию. Со вступлением на престол их число значительно возросло, а разнообразие увеличилось. Парадные портреты, почти картины, чередовались порой с неброскими камерными изображениями, а изобилие символов власти сменялось скромным рядом повседневных вещей.
О каких именно событиях напоминает тот или иной иконографический тип императрицы? Почему мы порой говорим, что парадные портреты являются по существу одами в красках? Какие приемы используют художники для создания образа государыни? Почему из всех возможных уподоблений Екатерина II выбрала Минерву? Отражается ли в образах императрицы ее личная жизнь? Были ли у высокопоставленной заказчицы любимые мастера?
Лектор: Андрей Карев – доктор искусствоведения, профессор кафедры истории отечественного искусства МГУ им. М.В. Ломоносова.