Прощание с Петербургом
Расцвет русского романса – любимого дитя поэзии и музыки – в середине XIX века связан с именем Михаила Глинки. Создатель русской классической оперы, автор шедевров симфонической и камерной музыки, Глинка и в романсе стал первым среди равных.
В программе, которую подготовили признанный мастер оперной и камерной музыки Илья Кузьмин, а также пианист, музыкальный критик, музыкальный комментатор Михаил Сегельман, прозвучат романсы Глинки, однако ее центральным элементом является вокальный цикл «Прощание с Петербургом» на стихи друга композитора, поэта и драматурга Нестора Кукольника (1809 – 1868).
В автобиографических «Записках» Глинка вспоминал о своей к поэту просьбе сочинить текст для новой мелодии («Болеро», впоследствии третий номер вокального цикла). «Он согласился, а вместе с тем предложил несколько написанных им романсов. По этому поводу пришла Платону (родному брату Нестора и Василия Кукольников) мысль о двенадцати романсах, изданных потом под именем «Прощания с Петербургом». У меня было несколько запасных мелодий, и работа шла весьма успешно».
9 августа 1840 года весь цикл был исполнен на прощальном обеде в честь Глинки в доме Кукольников. Глинка действительно прощался с Петербургом, как он думал, – надолго. Влюбленный в Екатерину Керн, композитор в то же время был связан обязательствами брака (который его тяготил и от которого он многие годы пытался избавиться). Единственным выходом ему представлялось бегство с возлюбленной за границу. Однако по ряду обстоятельств, любовной истории не суждено было развиться в нечто большее: Глинка и Екатерина Керн расстались в дороге, композитор отправился в родовое имение Новоспасское (Смоленской губернии), где работал над оперой «Руслан и Людмила». Осенью того же 1840 года, переболев на обратном пути, Глинка возвратился в столицу.
Вокальный цикл Глинки сложился из трех музыкально-поэтических «тем» (в широком смысле слова): Родины, далеких стран и странствия. «Прощание с Петербургом» ставит перед исполнителем и слушателем необычные задачи: композитор как бы балансирует между камерным (и даже бытовым) – и концертным романсом (например, близким оперной арии). Как результат – одни романсы цикла (например, «Жаворонок» или «Попутная песня») сверхпопулярны, другие – практически не исполняются. Как бы ни были прекрасны отдельные страницы «Прощания с Петербургом», именно целостное исполнение шедевра обогащает наше представление не только о романсах Глинки, но и о его стиле в целом.
В программе — произведения Михаила Глинки:
- «Я люблю, ты мне твердила»,
- «Не искушай меня без нужды»,
- «Память сердца»,
- «Венецианская ночь»,
- «Не говори, что сердцу больно»,
- Вокальный цикл на стихи Нестора Кукольника «Прощание с Петербургом»,
- Романс из поэмы «Давид Риццио»
- Еврейская песня из трагедии «Князь Холмский»,
- Болеро,
- «Давно ли роскошно ты розой цвела»,
- Каватина,
- «Колыбельная песня»,
- «Попутная песня»,
- Фантазия «Стой, мой верный бурный конь»,
- Баркарола («Уснули, голубые »),
- Рыцарский романс Virtus antiqua,
- «Жаворонок»,
- «К Молли»,
- Романс из романа «Бюргер»,
- «Прощальная песня».
Стоимость абонемента — 1460 р.
Концерт из серии «Мир композитора. Мир поэта»