Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

Вокальную и фортепианную музыку двух великих композиторов-современников Сальери и Бетховена исполнят лауреаты международных конкурсов Рустам Яваев (контртенор) и Александр Котовщиков (фортепиано). Известно, что Бетховен был благодарным учеником Сальери, которому посвятил три скрипичные сонаты, ор. 12, опубликованные в Вене в 1799 году. Именно Антонио Сальери, к которому Бетховен пришёл учиться итальянской вокальной технике, не только передал ему свои знания, но и обратил в свою веру, привлёк внимание к тому направлению, которое развивалось параллельно «венской классике»: от Глюка – к его итальянскому последователю Луиджи Керубини и к самому Сальери. Бетховен и в зрелые годы высоко ценил как Глюка, так и Керубини; последнего в 1818 году он назвал величайшим из современных композиторов. Отношения учителя и ученика продолжались и после обучения. В 1806 году Сальери помогал уже зрелому и знаменитому, но не искушённому в оперном жанре Бетховену дорабатывать «Фиделио»; Сальери же консультировал Бетховена какое-то время и в области вокального письма. Игнац Мошелес, также обучавшийся у Сальери композиции, впоследствии вспоминал, что видел в доме наставника «лист бумаги, на котором огромными бетховенскими буквами было написано „Ученик Бетховен был здесь!“». В 2020 году отмечается двойной юбилей ­– 250-летие со дня рождения Людвига ван Бетховена и 270-летие со дня рождения Аньлнио Сальери. Этим датам и посвящен концерт.

Рустам Яваев (контр-тенор) – выпускник Московского государственного педагогического университета (класс оперного и камерного исполнительства) и аспирантуры Государственной классической Академии им. Маймонида (класс сольного пения). Прошел курс стажировки в Центре оперного пения Г.П. Вишневской. Лауреат Международного конкурса музыки XX века (Санкт-Петербург), Международного конкурса Ильхама Шакирова (Казань), Международного конкурса «Янтарный соловей» (Калининград), Международного конкурса «Citta di Pesaro» (Пезаро, Италия). Сотрудничал с Коллегией старинной музыки при Московской консерватории, где с его участием были осуществлены исполнения опер и ораторий К.Монтеверди, И.А.Хассе, И.С.Баха, Г.Ф.Генделя, А.Скарлатти, К.В.Глюка, Дж.Перголези, Ф.Кавалли, Я.Пери, Д.Бортнянского. Неоднократно участвовал в фестивале «Московская осень», исполняя музыку современных отечественных и зарубежных композиторов. Приглашен в Большой театр России в качестве солиста для исполнения кантаты Stabat mater А. Вивальди в балетном спектакле «Отражение». Ведет активную концертную деятельность в России и за рубежом.

Александр Котовщиков – пианист, концертмейстер, обладатель диплома концертмейстера Международного конкурса исполнителей (Кострома). Организатор концертов, эксперт нотного-музыкального фонда Государственного учреждения культуры г. Москвы «Библиотека искусств им. А.П. Боголюбова». Участвовал во многих концертных проектах и программах, среди которых версия оперы Россини «Танкред» в Большом зале Московской консерватории, исполнение с солистами и хором «Маленькой торжественной мессы» Россини для «Декабрьских вечеров» в ГМИИ им. А. С. Пушкина, концерт из произведений Россини с участием Араксии Давтян и Эрика Курмангалиева в Большом зале МГК. Выступает с вокалистами и инструменталистами в качестве пианиста-ансамблиста, а также с сольными программами. Сотрудничал с такими исполнителями, как народная артистка России Вера Журавлева, заслуженная артистка России Яна Иванилова, народная артистка Абхазии, заслуженная артистка России, солистка «Геликон-оперы» Алиса Гицба, народная артистка Армении и заслуженная артистка России Араксия Давтян, заслуженная артистка России Лариса Рудакова, лауреат международных конкурсов Эрик Курмангалиев (альт), заслуженный артист России Олег Худяков (флейта), народная артистка России и руководитель ансамбля Opus Post Татьяна Гринденко.

В программе:

  • Л. Бетховен. Десять вариаций на тему А. Сальери из оперы «Фальстаф» си бемоль мажор, Два рондо op. 51 до мажор и соль мажор, Шесть духовных песен op. 48 на слова Х. Ф. Геллерт: Bitten («Молитва»), Die Liebe des Nachsten («Любовь ближнего»), Vom Tode («О смерти»), Die Ehre Gottes aus der Natur («Божья благодать возносит славу  природе»), Gottes Macht und Vorsehung («Божье проведение и сила»), Busslied («Покоянная Молитва»);
  • А. Сальери. Abbiam penato, e ver, In guesta tomba oscura, Lascia la greggia o Fillide, In guesta tomba oscura, Приветственный марш в честь В. А. Моцарта, Ombre amene, amiche piante, Der Zufriedene, Andenken.