Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

С апреля 2018 года на «выставке одной картины» в постоянно меняющейся экспозиции «Екатерина II. Золотой век Российской империи» демонстрируется парадный портрет императрицы из собрания музея-заповедника «Царицыно»

С самого начала правления Екатерины II все изображения императрицы были призваны представлять современникам и потомкам образ мудрой, справедливой, просвещенной правительницы, неустанно пекущейся и благе огромного государства и каждого отдельного своего подданного.  

Парадный портрет императрицы Екатерины II из собрания музея-заповедника «Царицыно» написан неизвестным художником во второй половине XVIII века. Подобные изображения  пользовались популярностью и массово тиражировались. Образцом для них обычно служили известные работы придворных художников.  Этот портрет восходит к  знаменитому полотну  Федора Рокотова (хранится в Государственном Эрмитаже), которое было написано в 1780-е.

На портрете императрица изображена возле трона, в парадном платье и подбитой горностаем золотой мантии. Уверенной рукой она держит скипетр – символ монаршей власти – и указывает на другие царские регалии: державу и усыпанную бриллиантами большую императорскую корону.  В тени за ними — бюст Петра I в лавровом венке и мраморная доска с надписью «Начатое свершает»: этим Екатерина недвусмысленно даёт понять, что в деле реформирования России считает себя преемницей первого русского императора. На ее груди – цепь первого российского ордена Святого Андрея Первозванного, учреждённого в 1698–1699 годах Петром I как высшая государственная награда. Через правое плечо перекинута лента с крестом учреждённого в 1769 году самой императрицей ордена Святого Георгия (она стала и первым его кавалером). Слева, из-под мантии выглядывает звезда ордена Святого Георгия. Эти знаки отличия тоже символизируют следование Екатериной II политике Петра I.

Выставочный проект «Екатерина II. Золотой век Российской империи», запущенный в 2015 году в честь главной царицынской героини, с самого начала был обозначен как «постоянно меняющаяся экспозиция». В проекте три части — основная экспозиция, выставка одного предмета и мультимедийная образовательная программа с лекторием просветительского ресурса Arzamas, — которые, действительно регулярно обновляются. Выставка одного предмета открывалась редко экспонирующимся полотном Стефано Торелли «Аллегория на победу Екатерины II над турками и татарами» (1772, собрание Государственной Третьяковской галереи). Его сменили портрет Е.Г.Темкиной , написанный Боровиковским в 1798 году, и портрет поэта Гавриила Державина кисти итальянского художника Сальваторе Тончи (оба также из ГТГ). С осени 2017 года выставка одной картины стала знакомить посетителей с ролями и образами Екатерины II на примере произведений из собственной коллекции ГМЗ «Царицыно». Монархиня тщательно отслеживала, чтобы все ее ипостаси были отображены в искусстве: Минерва — богиня правосудия, законодательница, мать Отечества, светская красавица. Первым в этом ряду стал «Портрет Екатерины II в русском платье».

Последнее обновление  выставки одновременно с парадным портретом включает появление предметов  (графика, живопись, памятные медали),  рассказывающих  о триумфальных успехах  единственной русской императрицы, которая своим правлением заслужила эпитет «великая».