Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

С 5 октября в музее-заповеднике каждую субботу проходят занятия для детей 10-14 лет, которые интересуются историей и хотят знать больше о том, чем занимается наука археология.

К созданию школы музей-заповедник «Царицыно» привлёк археолога Артемия Дановского. Будучи выпускником кафедры археологии истфака МГУ, аспирантом и сотрудником Института археологии РАН, он работал в пространстве от Крыма до Земли Франца-Иосифа и сталкивался с эпохами от каменного века до событий совсем недавнего прошлого, что позволяет ему построить археологический курс от начала до конца.

«Археологическая школа – это не земляные работы, – объясняет Артемий, – потому что археология не ограничивается изучением черепков. Мы посмотрим на весь окружающий мир и его историю глазами археолога».

Идея открыть Археологическую школу в «Царицыне» родилась достаточно давно. Для московской археологии это место знаковое: на территории современного парка археологические раскопки начались более ста лет назад. Их провёл царицынский дачник и вместе с тем знаменитый историк Иван Егорович Забелин, раскопавший курганы вятичей – захоронения XI-XIII веков. В XX веке продолжились исследования славянских курганов и поселений, но были обнаружены и следы предшествующих времён – фатьяновской и дьяковской культур эпохи бронзы и раннего железного века. Во время масштабной реставрации дворцового комплекса в середине 2000-х были исследованы остатки построек XVIII-XIX веков. Таким образом, на территории музея-заповедника есть археологические памятники практически всех периодов истории Европейской России с третьего тысячелетия до нашей эры.

«На наших занятиях, может быть, будет не много романтики, но больше знаний об окружающем мире, больше логики и анализа», – пообещал археолог.

Так что, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок ориентировался в этапах человеческой истории и мог отличить простой булыжник от специально изготовленного орудия сотни тысяч лет назад, приводите его в Археологическую школу в «Царицыне».

Курс рассчитан на год, однако присоединиться к учебному процессу можно на любом этапе.

Археологическая школа в «Царицыне»
Каждую субботу в 15:00
Музей-заповедник «Царицыно», Виноградная оранжерея
Билет – 700 р.

Электронный билет нужно обменять в Первом Оранжерейном корпусе, место встречи — Виноградная оранжерея.

Любая дополнительная информация:
+7(495) 322-44 -33 (1471)
+7(903) 013-86-41 (Вера Ярилина)

О чем будет рассказывать Артемий Дановский в Археологической школе в Царицыне»:

– о том, что такое археология, как её правильно определить и зачем она нужна – сейчас и раньше;
– о том, когда появились археологи и как их отличить от историков, музейщиков и землекопов;
– о том, что все науки – физика, да, и археология тоже;
– о том, что у исторических наук два измерения, а третьего не хватает, и кто его откроет, если не мы;
– о том, что мы взяли у геологов, а что – у ботаников, и собираемся ли мы что-нибудь отдавать;
– о том, что же всё-таки находят в земле археологи и куда они это девают;
– о том, в какой момент обычная палка становится орудием труда и как это случилось у некоторых африканских узконосых обезьян;
– о том, как произошла первая революция и почему её плодами не воспользовались ацтеки и команчи;
– о том, как люди научились преобразовывать вещество и почему в эпоху раннего металла не у всех был металл;
– о том, как вышли из Дикого Леса Дикие Твари и что произойдёт, если все люди одновременно куда-нибудь двинутся;
– о том, что остаётся от умерших языков и была ли на самом деле Троянская война;
– о том, какие археологические находки нельзя унести с собой и кто научил нас ценить красоту белого камня;
– о том, как хорошо, что человек покорил небо, и что можно найти на морском побережье, не покупая туда билет;
– о том, как закалялась сталь и почему так случилось, что все дороги ведут в Рим;
– о том, кто говорил «быр-быр-быр» и о том, куда и откуда переселялись народы;
– о том, как появились мировые религии и были ли хазары столь неразумны;
– о том, какая бывает польза от мокрой грязи и что мы знаем о древнерусском эпистолярном наследии;
– о том, что археологи спасают, а что охраняют, и что интересного в обычной русской деревне;
– о том, что в Россию привезли итальянцы и сколько культурных слоёв в Царицыне;
– о том, роются ли археологи в современном мусоре и о необычайных приключениях за Полярным кругом.