Loading...
Департамент культуры города Москвы

Керамика в лицах и историях

Рассказ о художниках мультипроекта «Год керамики в Царицыне»

Часть VII. Художник Лиз Замбелли

Лиз Замбелли – член Международной академии керамики, один из кураторов Биеннале современной керамики в Севре (ArtCeram).

В миниатюрных медведях Лиз Замбелли безусловно угадываются черты мраморной скульптуры Помпона. Но созданы они не из прочного мрамора, а из хрупкого фарфора. «Я хочу передать поэзию и нежность этого образа, подчеркнуть драму погибающего титана, – говорит Лиз, – Белый медведь скоро может остаться только фарфоровым.

Часть VI. Художник Василий Шлычков

О темах работ: время, антураж, история и соответствие настроению. О серии работ, посвященных писателям. О пластах: рельеф и сложность техники. О вазах: утилитарность и пластический язык. О том, что первично — техника или идея.

Часть V. Художник Галина Антипова

О художниках, которые вызывают восхищение, о мастерстве и вдохновении, о том, как начать разбираться в керамике, о московском экспериментально-производственном «Комбинате» и о керамике как увлечении.

 

Часть IV. Художник Виктор Николаев

Рассказ о печи для обжига — ноборигаме,  традиционных температурах для обжига, массе обжигаемой керамики и невыгораемом цвете.

По какому принципу керамика помещается в печь? Как устанавливают нужную температуру в печи? Сколько времени выдерживается обжиг?

Художник как соавтор взаимодействия стихий и наблюдатель чуда.

 

Часть III. Художник и куратор проекта «Год керамики в Царицыне» Татьяна Пунанс

Продюсер проекта Юлия Киселева: «Интервью с Татьяной мы снимали в конце августа, в Гаврилов Яме. Очень символично, по-моему. Года четыре назад от ярославских друзей я узнала про Симпозиум высокого огня. Сначала решила, что это фейк — ну сами посудите, керамисты мирового уровня регулярно приезжают в маленький городок в Ярославской области? Да ладно! Поехала, чтобы убедиться, что так не бывает.

А оказалось, что бывает. По-моему, вся эта затея очень ярко характеризует Татьяну. Взяться за то, чего никто не делал. За то, что кажется невозможным. За то, во что нужно без оглядки и без поощрений вкладывать свою уверенность, свою страсть, свою веру. И сделать. Сделать так, что в рассказы о реализованных проектах не очень верится, слишком уж они фантастично звучит.

Самые удивительные, самые яркие люди — те, которые делают то, чем занимаются, не из-за славы, денег или власти, а потому, что не могут не делать, такие у них обязательства перед мирозданием, они удерживают равновесие. Татьяна, безусловно, из их числа. Выставки, ученики, популяризация керамики, новые жанры, образовательные керамические поездки, открытие границ для российских художников.

А ещё Татьяна — отличный собеседник. Глубокая, с впечатляющим кругозором, ироничная, временами хлесткая (и это невероятно круто в нынешнем вакууме псевдо-толерантности), очень щедрая на похвалы и бесконечно готовая делиться — знаниями, умениями, впечатлениями, друзьями».

Часть II. Художник Марина Степанова-Ланская

Продюсер проекта Юлия Киселева: «Когда я предварительно собирала информацию о потенциальных участниках проекта, очень разные люди говорили так: «Если хочешь познакомиться с настоящим художником и побывать в настоящей мастерской, то тебе обязательно нужно к Марине». И они оказались стопроцентно правы.

Всегда привлекает цельность автора, которому есть, что сказать и который знает, как это сделать. Совершенно непостижимым образом в Марине таких художников сразу несколько, умных, глубоких, содержательных, талантливых и очень обаятельных. Кажется, что вот оно, нащупала, вот уже сейчас поймёшь — и тут автор показывает другую свою работу, настолько отличающуюся от всего прежде виденного, что ты снова в начале пути, снова ищешь ответы и их не находишь. Потому что настоящий художник, потому что волшебство и магия.

А ещё Марина изобрела невероятный синий цвет, от которого невозможно отдышаться. Он глубокий, многоголосый, золотой внутри и сам рассказывает истории».

Часть I. Художник Елена Скворцова

Продюсер проекта Юлия Киселева: «Первая история — про Елену Скворцову. Она невероятная, и это всем известно. У каждого нашего героя есть суперсила. Волшебство и магия Лены в том, что она каким-то чудесным способом умеет встретить тебя с твоими собственными хорошими воспоминаниями, тёплыми и напрочь, казалось бы, забытыми. Не на уровне сюжета, нет, это было бы слишком просто (хотя все равно здорово), а каким-то мета-текстом, базовой мифологемой. Она своими работами рассказывает твою историю, и делает это лучше, чем смогла бы ты. Конечно, это магический реализм в керамике, а что же ещё.

Она умеет видеть — и что ещё важнее, показывать — красивое в нарочито не эстетичном, в повседневном. Это делает мир лучше. Лена рассказывает, что иногда люди, которые покупают её работы в подарок друзьям, оставляют их себе, будучи не в силах расстаться. Очень хорошо их понимаю. И конечно, если вы любите свой дом, в нем должна быть керамика Елены Скворцовой».

Подробности обо всех событиях «Года керамики в Царицыне» смотрите в нашем спецпроекте.