Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

В Большом и Малом дворцах, Хлебном доме и Царицынских оранжереях планируется открытие выставок, на которых можно будет узнать все о повседневной жизни венецианцев XVIII века, разобраться в птичьих образах в искусстве, познакомиться с царицынской флорой во всем ее многообразии, а также попробовать понять, насколько парадоксальной может быть керамика.

«Птичий концерт»
19 октября 2020 – 28 марта 2021
Место проведения: Малый дворец

Четвертую выставку из серии «Роман готического вкуса» ее куратор, искусствовед Сергей Хачатуров посвятил птицам в искусстве. В культуре XVIII века – ключевом периоде для «Царицына» – птицы были вестниками богов, аллегорией воздушного царства, символами человеческих добродетелей и пороков. В режиссуре выставки усилен «готический», странный, средневековый мотив повествований о птицах в искусстве. Прогулка по залам будет напоминать визит к собирателю редкостей. Такими собирателями славились неклассические времена – от маньеризма до романтизма. Художники – Андрей Бартенев, Евгения Буравлева, Петр Дьяков, Владимир Карташов, Егор Кошелев, Егор Плотников, Леонид Цхэ – представят краткую историю искусства от древности до современности в пародийной версии с пернатыми. А видеоперформанс Мастерской Виктора Рыжакова и группы «Залпом», запись которого можно будет увидеть в экспозиции, отсылает к XIV веку, времени Джеффри Чосера и его поэмы «Птичий парламент».

Дж. Чосер. «Парламент птиц», 1380 г. Перформанс. Мастерская Виктора Рыжакова. Костюмы — Андрей Бартенев. Фото — Гоша Бергал.

«Керамика. Парадоксы»
15 декабря 2020 – 27 июня 2021
Место проведения: Хлебный дом

Масштабная выставка в Хлебном доме будет посвящена отечественной художественной керамике XX–начала XXI века. В экспозиции объединены произведения, созданные керамистами 1970-80-х годов, и работы современных художников. На выставке можно будет увидеть работы керамистов из «Одной композиции» – легендарной ленинградской художественной группы 1970-80-х годов; глиняные игрушки из коллекции Георгия Костаки из царицынской коллекции ДПИ; керамические работы Михаила Врубеля и Константина Сомова из Санкт-Петербургского Музея театрального и музыкального искусства; вазы и декоративное панно Пабло Пикассо из Ульяновского областного художественного музея; рельф Фернана Леже из частного собрания и многое другое. Выставка поделена на десять залов, каждый из которых посвящен какому-то одному парадоксу, мифу о керамике. Кураторы задают вопросы и приглашают посетителей к диалогу. Может ли керамика считаться высоким искусством? Может ли она поднимать вечные темы? Цветы для вазы или ваза для цветов? Есть ли у российской керамики свое лицо? Может ли она быть остросоциальной? Есть ли преемственность в стилистике между советской и современной керамикой? Зачем нужна керамика в доме?

Всего в экспозиции – более 150 предметов из коллекций музея-заповедника «Царицыно»,  Русского музея, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, Музея художественного стекла на Елагином острове в Петербурге, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, музея-заповедника «Абрамцево»,  Новосибирского художественного музея, Ульяновского областного художественного музея и частных собраний.

Михаил Копылков. «Стая», 1994 г. Шамот, глянц-гольд (Государственный Русский музей).

«Под маской Венеции»
27 апреля – 29 августа 2021 года
Место проведения: Хлебный дом

Большой международный выставочный проект рассказывает о повседневной жизни Венеции XVIII века. Выставка создана в сотрудничестве с Фондом городских музеев Венеции – благодаря этому партнерству в России впервые будут показаны предметы из собраний Дворца дожей, музеев Коррер и Ка’Реццонико (Музей Венеции XVIII века), Музея стекла на острове Мурано и палаццо Мочениго (Музей тканей и костюмов).

Организация пространства экспозиции предполагает два сценария развития отношений с городом: драма и одиночество или триумф и слава. Период, о котором повествует выставка – последние десятилетия существования независимой Венецианской республики, – был полон роскоши и развлечений. Бесконечный праздник сделал Венецию центром культурного туризма XVIII столетия. В город приезжали не только и не столько ради памятников архитектуры, искусства, музыки и театров, но и за тем, что не мог предложить ни один другой город в Европе, – за свободой. Карнавальная маска, которую можно было носить по полгода, не боясь быть раскрытым, азартные игры, превращавшие за одну ночь богачей в бедняков и наоборот, равенство полов, позволявшее женщинам работать, учиться и самим выбирать себе мужей, – все это меняло нравы и манеру поведения людей. Праздник легко смешивался с реальностью, и именно это впечатление будут детально воссозданы авторами выставки в «Царицыне».

Крылатый лев. Неизвестный резчик. Италия, Венеция. XIX век. Дерево, позолота. Фонд городских музеев Венеции, Музей Коррер.

«ОНО»
19 ноября 2020 – 7 декабря 2021
Место проведения: Музей Норильска (г. Норильск)

Музей-заповедник «Царицыно» обладает крупнейшей в России коллекцией советского и постсоветского декоративно-прикладного искусства. Выставочный проект «ОНО» под кураторством Кирилла Светлякова из Государственной Третьяковской галереи включает в себя уникальные образцы керамики, стекла и гобеленов, созданные художниками 1970-1990-х годов, которые свободно экспериментировали с темами, формами, материалами, пытаясь вырваться за пределы традиционных представлений о возможностях прикладного искусства. Всего на выставке можно будет увидеть 40 произведений декоративно-прикладного искусства.
На рубеже 1960-1970-х годов в мировом искусстве произошел поворот от функциональных форм позднего модернизма в сторону смешения стилей и свободной комбинаторики элементов. Советское прикладное искусство стало одним из полигонов зарождающегося постмодернизма. И цель выставки – продемонстрировать целый ряд художественных феноменов, которые нелегко поддаются классификации в категориях советской эстетики, но раскрываются в контексте мирового постмодерна и направлений современного искусства.

Галина Иванова. «Кимоно», 1986-1987 гг. Серия «Цвет и форма». Цветное стекло, Львовская экспериментальная скульптурно-керамическая фабрика. СССР, Украинская ССР, г. Львов.

«Семья – душа России»
13 октября – 13 декабря 2020
Место проведения: Большой дворец

Организатором выставки, посвященной Дню семьи, любви и верности, традиционно выступает Фонд социально-культурных инициатив при участии Министерства культуры РФ, Департамент культуры города Москвы и музейно-выставочный центр РОСИЗО. Основу экспозиции, которая можно будет увидеть в залах на третьем этаже Большого дворца, составят реалистическую живопись из Третьяковской галереи, музея-заповедника «Царицыно», РОСИЗО, Музея обороны Москвы, Центрального музея современной истории России, Союза художников России» и частного собрания Владимира Ильича Некрасова.

Вторая часть экспозиции – это работы непрофессиональных и профессиональных художников, студентов художественных вузов и учеников художественных школ, которые были отобраны жюри Всероссийского конкурса «Семья – душа России». В этом году в конкурсе впервые появилась фотономинация, и на выставке в «Царицыне» можно будет увидеть не только картины, но и фотографии.

Юрий Межиров. «День Победы». 1983 г.

«Прогулка по парку. Флора Царицына в произведениях искусства и фотографиях»
Даты проведения будут объявлены позже
Место проведения: Второй оранжерейный корпус

В основе выставки лежит исследование, проведенное Институтом экологического проектирования и изысканий в 2019 году. Одновременно естественно-научный и художественный проект будет знакомить с царицынской флорой (деревьями, кустарниками, цветами, травами и мхами) и ее географией. Особенно интересно сопоставление современных наблюдений с историческими, которые велись начиная с 1884 года. Благодаря фотографиям из гербария Главного ботанического сада РАН им. Н.В. Цицина (MHA) и гербария Московского университета (MW) можно составить представление об исчезнувших растениях парка.

Художественную часть выставки составят произведения искусства художника Гусевского хрустального завода Светланы Березиной, авторские цветочные букеты из керамики и снимки фотографов музея-заповедника «Царицыно».

Верхний Царицынский пруд (фото Дмитрия Щелокова, ГМЗ «Царицыно»).