Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

«Царицыно» продолжает сотрудничество с регионами, знакомя их со своей коллекцией. В новом совместном выставочном проекте представлены около 40 произведений прикладного искусства 1960-1980-х годов из царицынского собрания, а также живопись из Музея Норильска.

Место проведения: Музей Норильска (г. Норильск)
Организаторы: музей-заповедник «Царицыно» и Музей Норильска
Куратор выставки – Кирилл Светляков, заведующий отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи.

Выставка представляет одну из тенденций в декоративно-прикладном искусстве середины и конца XX века – исследование художниками области иррационального. Фантазии на темы архетипичных образов, непознанных миров, человеческого подсознания, игры разума и исследования страхов и желаний приводили к созданию «странных» произведений, примеры которых можно найти среди работ стекольщиков, керамистов, художников по текстилю.

Куратор Кирилл Светляков так объясняет название выставки:

«Оно» – понятие, описанное Зигмундом Фрейдом в рамках его теории психоанализа и популяризированное Стивеном Кингом в одноимённом романе. «Оно» обозначает ту сферу душевной жизни человека, которая только отчасти поддаётся осознанию и контролю, потому что её движущая сила – это влечения, что накапливаются с самого раннего детства и могут проявляться в неожиданных формах».

Изучение материалов публикаций советской периодики 1970-1980 годов показывает, что тема иррационального в искусстве была одной из самых обсуждаемых. В дискуссиях принимали участие не только художники и искусствоведы, но и философы, психологи, педагоги. Сейчас эти тенденции можно объяснить как признаки нарождающегося постмодернизма, которые в это время начали наблюдаться и в советской культуре. Если ранее в массовом сознании прикладное искусство устойчиво ассоциировалось с посудой и прочими предметами быта, то в 1970-е годы художники преодолевают этот стереотип и создают произведения, которые по своему характеру больше напоминают скульптуру или тяготеют к инсталляциям. Прикладное искусство освобождается от навязанных функций и становится способом философствования.

«Царицыно», обладающее крупнейшей в России коллекцией советского и постсоветского декоративно-прикладного искусства, предоставляет на выставку уникальные образцы керамики, стекла и гобеленов. Они были созданы в 1970–90-е годы художниками (Г.А.Иванова, М.Н. Нечепорук, Ю.Я. Риндина, В.А. Цивин, В.Н. Цыганков, Л.А. Шулгайте), которые свободно экспериментировали с темами, формами, материалами, пытаясь вырваться за пределы традиционных представлений о возможностях прикладного искусства.

Цель выставки – продемонстрировать целый ряд художественных феноменов, которые плохо поддаются классификации в категориях советской эстетики, но раскрываются в контексте мирового постмодерна и направлений современного искусства.