Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

В Хлебном доме открылась выставка, посвященная Риму и Зинаиде Волконской – хозяйке литературного салона в Палаццо Поли, писательнице, поэтессе, певице, композитору и «царице муз и красоты», как называл ее Александр Пушкин, прожившей в Вечном городе лучшие годы своей жизни. Литографии по рисункам итальянских мастеров XVIII-XIX веков Антонио Лаззарини и Доминико Амичи, французского художника Филиппа Бенуа, гравюры и книги в экспозиции предоставлены музеем-культурным центром «Интеграция» имени Н. А. Островского. Печатные графические листы, которые можно увидеть на выставке, помогут мысленно переместиться во времени и увидеть Рим таким, каким он был в середине XIX века и каким его видели Зинаида Волконская и ее современники.

Зинаида Волконская – средняя дочь князя Александра Белосельскго-Белозерского – впервые оказалась в Италии в трехлетнем возрасте. В 1792 году ее отец по службе приехал в Турин, взяв с собой жену и двух дочерей. С тех пор Италия заняла в жизни княгини особое место. В 1811 году Зинаида вышла замуж за егермейстера при дворе Александра I, князя Никиту Григорьевича Волконского. Спустя десятилетие она приехала в Рим и обосновалась на втором этаже Палаццо Поли, где открыла русский литературно-художественный салон. Княгиня перевела с немецкого на итальянский пьесу Фридриха Шиллера «Жанна д’Арк» и написала либретто для одноименной оперы собственного сочинения. Премьера состоялась в 1821 году в домашнем театре и главную партию исполнила сама княгиня. В 1825 году семья Волконских ненадолго вернулась в Россию. После восстания декабристов положение княгини, открыто поддержавшей свою невестку Марию Волконскую, жену декабриста Сергея Волконского, отправившуюся за мужем в Сибирь, пошатнулось; за ней был установлен тайный полицейский надзор. Получив от императора Николая I разрешение выехать за границу, она окончательно покинула Россию в 1829 году, и поселилась в Риме на вилле близ площади Иоанна Латеранского. В доме Волконских часто собирались художники и литераторы. Прекрасное образование, дружба с императором Александром I, участливое отношение к декабристу Сергею Волконскому, открытая поддержка его супруги Марии и ставшее знаменитым их публичное прощание в Москве создали Зинаиде Волконской репутацию дерзкой бунтарки, благодаря чему она получила горячую поддержку либералов, в том числе и из художественной среды. Дом Волконских в Италии посещали Михаил Глинка, Николай Гоголь, а также Вальтер Скотт, Стендаль, Джеймс Фенимор Купер и многие другие.

На выставке можно увидеть портрет княгини Зинаиды Волконской (репродукция рисунка Данса Ромилли и Амели Ромилли 1831 года, на котором видны строки стихотворения, посвященного княгине Александром Пушкиным — того самого, где он называет ее «царицей муз и красоты»), литографии «Рим. Кампо Ваччино» Луи-Жюльена Жакотте (по оригиналу Филиппа Бенуа) 1830-х годов, иллюстрацию из книги Камиля Боннара «Костюмы XIII, XIV и XV веков, фрагменты наиболее аутентичных памятников живописи и скульптуры, с историческим и описательным текстом», вышедшей в Париже в 1829-м, портрет княгини Волконской, выполненнsй по оригиналу Карла Брюллова (репродукции литографии, выполненной в 1830-е годы) и многое другое.