Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

Планируя выставочные проекты, «Царицыно» на этот раз особое внимание уделяет обновлению и развитию постоянной экспозиции своего музея, который в прошлом году посетили более 1 300 000 человек.

Царицыно Екатерины II
Постоянная экспозиция
Открытие: апрель 2019
Место проведения: Большой дворец

Инновационный проект рассказывает о замысле и двадцати годах строительства дворцового ансамбля Царицына зодчими В.И.Баженовым и М.Ф.Казаковым. Серьезное внимание будет обращено не только на творчество архитекторов, но и на императрицу-заказчицу, ее личность и роль в разработке задания, определившего деятельность В.И.Баженова, которая завершилась его увольнением со службы и радикальной перестройкой Царицына.

Первый из разделов выставки «Главное о Царицыне», дает общее представление об ансамбле и его истории. Раздел «Царицыно Екатерины II» в деталях раскрывает темы возникновения, строительства и перестройки ансамбля в XVIII в. Среди экспонатов, представленных на экспозиции, будут портреты императрицы, цесаревича Павла Петровича и вел. княгини Натальи Алексеевны, такие любопытные предметы как виватная пушка XVIII века из коллекций ГМЗ «Царицыно» или мундирное платье Екатерины II.

Главная особенность новой экспозиции состоит в широком использовании мультимедийных средств – от игровых роликов с пасторальными сценами или монологом Екатерины II, до 3D-реконструкций исчезнувшего Царицына Баженова и масштабных зрелищных панорам, призванных погрузить посетителя в атмосферу великой руины Большого дворца и ее исторических метаморфоз.

Скульптура А.М. Опекушина «Екатерина Великая». От Думы до Царицына
Открытие: март 2019     
Место проведения: Большой дворец

Выставка открывает собой мероприятия,  посвящённые 290-летию со дня рождения императрицы Екатерины II, которой Царицыно обязано своим появлением. Экспозиция рассказывает об истории создания скульптуры – от рождения замысла в марте 1885 году до установки её в Екатерининском зале Большого царицынского. Впервые будут привлечены материалы, которые отразят такие драматические и малоизвестные публике страницы истории скульптуры. Такие как создание проектов ее установки к столетию смерти императрицы (заказы скульпторам М. М. Антокольскому, затем А. М. Опекушину), ее пребывание в здании Мосгордумы до 1917 года, нахождение в ГМИИ им. А.С. Пушкина с постоянной угрозой уничтожения, спасение в картинной галерее Армении и реставрация в Третьяковской галерее.

Сады Серебряного века
Открытие: апрель 2019
Место проведения: Хлебный дом

Выставка посвящена реальным и воображаемым садам второй половины XIX – начала ХХ века, когда поэты и писатели, художники и архитекторы искали в искусстве новые формы, способные превратить жизнь человека в прекрасную утопию. Возникает мечта о «трудовой усадьбе», подобной чеховскому Мелихову, «художественной усадьбе» в духе Абрамцева и Талашкина, создаются культурные ландшафты – усадьба Поленова на Оке, Новый Кучук-Кой в Крыму, рождаются шедевры русской живописи  – «Сирень» Врубеля, «Призраки» Борисова-Мусатова, «Голубой фонтан» Кузнецова,  «Голубые гортензии» Сапунова. Всеобщее увлечение поэзией сада, растительными мотивами сделало Серебряный век эпохой удивительных градостроительных и ландшафтных идей, от города-сада до поселка художников.

В экспозиции – картины и графические листы с изображениями садов (пейзажи Поленова, Бенуа, Сомова, Борисова-Мусатова, Кузнецова, Сапунова, Милиоти), проекты и виды усадеб и парков, книжные издания с флоральным оформлением и на садовую тему, произведения прикладного и ювелирного искусства, документальные фотографии и материалы по истории города-сада, усадьбы и дачи Серебряного века. В выставке участвуют Русский музей, музей-заповедник «Петергоф», Музей истории Санкт-Петербурга, Музей театрального и музыкального искусства (СПб), музей-квартира И.И. Бродского, Исторический музей, Третьяковская галерея, Театральный музей им. Бахрушина, Музей декоративно-прикладного и народного искусства, Музей архитектуры им А.В. Щусева, Российская государственная библиотека, Самарский художественный музей им. А. Н. Радищева.

Куратор проекта, доктор искусствоведения Борис Соколов, два года назад уже выступал в Царицыне с выставкой «Садовый спектакль», посвященной пейзажным паркам.

Екатерининский корпус Монплезира. Путешествие из Петергофа в Царицыно
Открытие: май 2019
Место проведения: Большой дворец

Выставка продолжает проект «Музейные гастроли в Царицыне»: на время реставрации Екатерининского корпуса дворцового ансамбля Монплезир в Большой дворец перенесется практически вся коллекция расположенного в здании музея. История этого небольшого петергофского дворца связана с именами трех российских правителей – Елизаветы Петровны (именно для нее в середине XVIII века корпус и был построен архитектором Растрелли), Екатериной II (именно оттуда в 1762 года она отправилась в Петербург, чтобы возглавить заговор против своего супруга, Петра III) и Александром I, при котором окончательно сформировались его интерьеры.

Музей Екатерининского корпуса посвящен императору Александру I и искусству конца XVIII – первой четверти XIX века. Посетители не только познакомятся с историей этого небольшого дворца и его владельцев, но и увидят воссозданные интерьеры в стиле александровского ампира – кабинет, опочивальню, приемную, гостиные комнаты.

Политика снега
Открытие: май 2019
Место проведения: Оперный дом

«Царицыно» продолжает сотрудничество с представителями актуального искусства. Автор этой выставки-перформанса Сергей Катран, художник-исследователь, известный своими сложносочиненными проектами, включающими скульптуру, видео, звук, текст. «Политика снега» сочетает возможности старинной архитектуры Василия Баженова и современного синтетического искусства. В основе идеи – фантазия о климатическом коллапсе, который вызвал неслыханные снегопады в летние месяцы. Для посетителей Оперного дома (Среднего дворца) этот природный сбой станет не катастрофой, а возможностью погрузиться в мир праздной неги и, релаксируя на покрове из пенопластовых снежных хлопьев,  по-новому взглянуть на внутреннее пространство неоготического дворца и знаменитую коллекцию скульптуры из Останкино. Зритель таким образом включается в мистификацию, становясь ее объектом и участником. Специально для выставки композитор Владимир Раннев сочинил музыкальное произведение на слова из реальных публикаций СМИ о небывалых снегопадах.

Детский музей
Постоянная экспозиция
Открытие: июнь 2019
Место проведения: Большой дворец

Это не просто новая постоянная экспозиция, а настоящий музей в музее, пространство свободного познания для детей практически любого возраста. Здесь нет табличек «руками не трогать» – все экспонаты  устроены таким образом, что их можно и нужно трогать, передвигать, вертеть и крутить. Все залы объединены одной темой – Царицыно. Первые два, которые уже открыты, посвящены  истории места начиная с бронзового века и строительства дворцов для Екатерины II. На очереди – зал «Дворцовые увеселения XVIII века» с рассказами о придворной жизни в загородной резиденции, праздникам, увлечениям императрицы и ее приближенных театром и оперой, сочинением и декламацией торжественных од. Посетители смогут спроектировать  собственный фейерверк, нарядиться в виртуальной примерочной в старинный костюм  и поиграть в настольные игры екатерининского времени.

В зале «Царицыно под открытым небом» воссоздается атмосфера парка: кроме зелени деревьев, садовых решеток и ворот, парковых боскетов и партеров здесь будет даже катальная горка – для самых маленьких. На потолке –  видео-инсталляция «Царицынский парк. Четыре времени года». Интерактивные модули рассказывают о царицынском ландшафте (с тех времен, когда здесь появилась усадьба В. Голицына, а потом имение Кантемиров) и знакомят с основными понятиями садово-паркового искусства, с помощью которых ребенок может  тут же попробовать себя в качестве садовника и даже ландшафтного архитектора.

Желтый звук
Открытие: июль 2019
Место проведения: Хлебный дом

Арт-проект посвящен 85-летию музыкального гения ХХ столетия Альфреда Шнитке. В основу сценической композиции «Жёлтый звук», одного из самых сложных и одновременно самых интересных произведений Шнитке, легло либретто Василия Кандинского. Проект предполагает создание коллективной книги-альбома в формате Livre d’artiste, а также синтетических арт-объектов и фантастических музыкальных инструментов, объединяющих звуковые и визуальные образы. Столь масштабная идея объединения музыки, слова и визуального искусства в единый проект происходит, пожалуй, впервые после попыток авангарда, сделанных в начале ХХ века.

Художники: Михаил Погарский, Василий Власов, Валерий Орлов, Алексей Орловский, Олег Кудряшов, Игорь Шелковский, Вера Аткарская, Наталья Синёва, Александр Суворов, Петр Перевезенцев, Кира Матиссен, Вера Хлебникова, Сергей Смирнов, Сергей Якунин, Александра Митлянская, Наталья Ситникова, Дарья Коновалова-Инфанте, Платон Инфанте, А&О Флоренские, Борис Марковников, Евгений Дыбский, Александр Юликов, Виталий Копачев, и др.

Екатерина Великая. К 290-летию со дня рождения
Открытие: август 2019
Место проведения: Большой дворец

К юбилею императрицы, благодаря которой возник дворцовый комплекс Царицына, пройдет выставка шедевров живописи и скульптуры из коллекций Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи и многих других музеев России. Эти произведения будут показаны в залах постоянной экспозиции «Екатерина II. Золотой век Российской империи», которая также будет дополнена и обновлена.

Одновременно откроется выставка одной картины: «Портрет Екатерины II с Георгиевской лентой» кисти Дмитрий Левицкого прибудет в Царицыно из столицы Мальты Валлетты, где он украшает Посольский зал Президентского дворца. Интересно, что картина, подаренная императрицей великому магистру Мальтийского ордена в 1787 году, до сих пор ни разу не была в России. Ее премьера в Большом дворце станет настоящим подарком искусствоведам и ценителям искусства от мальтийских коллег, которые специально к выставке проведут ее реставрацию.

Императорские подарки из собрания ГМЗ «Павловск»
Открытие: ноябрь 2019
Место проведения: Хлебный дом

Выставка сформирована из 350 предметов, происходящих из исторической коллекции ГМЗ «Павловск». В нее входят произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, скульптуры и миниатюры, которые дарили друг другу члены императорской фамилии на протяжении всей истории Павловска: от великого князя Павла Петровича и его подарков супруге Марии Федоровне, до последних Романовых. Здесь же шкатулка, подаренная, будущему императору Александру II – в ней он бережно хранил вещи, напоминавшие о счастливых детских днях, проведенных в Павловске. Особенно много в составе выставки произведений фарфора. Это прежде всего изделия Императорского фарфорового завода – Гербовой, Ропшинский, Золотой сервизы  и другие. Выставка с большим успехом прошла в 2016 году в Финляндии.

Monument du costume. Картины жизни конца XVIII столетия
Открытие: декабрь 2019
Место проведения: Хлебный дом

Выставка посвящена костюму, модам, нравам, интерьеру и обиходу второй половины XVIII века. Центральный экспонат – серия из 24 гравюр 1775–1783 годов, первоначально предназначавшихся служить источником вдохновения для портных и информировать публику о последних достижениях моды. В 1789 году гравюры были собраны вместе и переизданы под заглавием: «Памятное свидетельство об укладе жизни, материальном и нравственном, в конце XVIII века, или Картины жизни» (Monument du Costume Physique et Moral de la fin du dix-huitième siècle, ou Tableaux de la Vie). К тому моменту они уже не могли служить образцами для модников, но высоко ценились как изящные и высокохудожественные произведения, во всех подробностях запечатлевшие быт и нравы своего времени. На выставку гравюры предоставляет ГМИИ им. А.С. Пушкина. В серии запечатлены посещение оперы и светские ужины, охота и карточные игры, признания в любви и материнство – весь круг личной и общественной жизни людей хорошего тона.

Все экспонаты выставки – гравюры и костюмы, севрский фарфор и парижская бронза, мебель и скульптура, веера и табакерки – строго отобранные в соответствии со вкусами 1770-1780-х годов, в совокупности составят единый ансамбль в элегантном, сдержанном, и вместе с тем роскошном стиле Людовика XVI.  Среди участников выставки – Исторический музей, Музеи Кремля, музей-заповедник «Петергоф», усадьбы «Кусково» и «Останкино». Это второй кураторский проект в Царицыне научного сотрудника, хранителя отделения гравюр Эрмитажа Василия Успенского: в 2015 году он был одним из двух кураторов выставки «Палладио в России», а в 2016 году – автором  выставки «Анатомия смеха. Английская карикатура XVIII-первой трети XIX века» в Хлебном доме.