Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

Портал Diletant.media опубликовал статью об истории создания царицынского дворцового ансамбля и архитекторе Василии Баженове. Автор статьи — Павел Ермолов, старший научный сотрудник ГМЗ «Царицыно», кандидат искусствоведения

Становление Баженова как архитектора

Вторая половина XVIII века — это эпоха Просвещения, идеи которой повлияли и на художественные предпочтения общества. Русское искусство в этот период пережило переход от барокко и рококо к классицизму — тому самому, который будет господствовать повсеместно в течение многих десятилетий и ляжет в основу художественных нормативов академической системы обучения, архитектуры, живописи.

Василий Баженов после окончания Академии художеств в 1760 году получил право на пенсионерскую поездку в Европу и вместе с этим возможность учиться у лучших профессоров. Этот опыт имел для молодого архитектора большое значение. В частности, в 1761—1762 годах он учился у Шарля Де Вайи, французского архитектора, которого Баженов высоко ценил и считал непревзойденным. Аттестат Баженова подписали крупнейшие французские архитекторы того времени: Жак-Жермен Суффло, Анж-Жак Габриэль, Жюльен-Давид Леруа и другие.

Баженов стал членом ряда старейших итальянских академий и вернулся дипломированным архитектором и классицистом по своему стилевому направлению. В подтверждение своей квалификации он сначала создал проект Екатерингофского дома, употребив пропорции, характерные для Андреа Палладио — законодателя так называемого «палладианского стиля», а затем работал над проектом Каменноостровского дворца для наследника престола Павла Петровича.

Самой крупной баженовской работой, полученной как знак особого внимания со стороны Екатерины II, стал проект Кремлевского дворца. Но постройка по ряду причин не состоялась. Оригинальный макет этого дворца хранится в Музее архитектуры им. Щусева.

Царицыно — архитектурный ансамбль на перекрестке стилей

В 1775 год для праздника на Ходынском поле по случаю заключения Кючук-Кайнарджийского мира с Османской империей Екатерина II решила организовать грандиозные гуляния и лично разработала их программу. Лучше всех события того времени описал А. Т. Болотов. Согласно его воспоминаниям, Баженов, которому было поручено все организовать и построить, воздвиг на Ходынке развлекательные павильоны, которые были сделаны в различных, как тогда казалось, исторических стилях. Все это восхищало гостей и производило на них самое благоприятное впечатление. После Ходынского поля Екатерина II считала Баженова своим архитектором и именно ему поручила строительство новоприобретенной усадьбы в Царицыне.

Панорама Ходынского поля с планом расположения сооружений к празднованию победы над Турцией в 1774 году. Источник: ГМЗ «Царицыно»

В основу проекта Баженов положил образ удивительного городка, декорацию, которая бы отсылала к легендарному контексту. Новый ансамбль должен был напоминать то ли о Кремле, то ли о мифическом Царьграде. Архитектор предполагал возведение в Царицыне не только дворцов, но также конюшни и даже башни с часами. Город планировалось сделать, как говорил сам Баженов, в стиле «нежной готики».

Царицыно: чертежи против реальности

Чертежи Баженова отличаются от того, что было построено. Изучая руины, археологи узнали, что архитектор изменял планировку зданий буквально в поле. Доводка некоторых объектов происходила во время строительства и отвечала на обнаруживавшиеся особенности местности.

Генеральный план села Царицыно. 1776 год. Источник: РГВИА

В основу проекта Баженов положил образ удивительного городка, декорацию, которая бы отсылала к легендарному контексту. Новый ансамбль должен был напоминать то ли о Кремле, то ли о мифическом Царьграде. Архитектор предполагал возведение в Царицыне не только дворцов, но также конюшни и даже башни с часами. Город планировалось сделать, как говорил сам Баженов, в стиле «нежной готики».

Подробнее