Loading...
Департамент культуры города Москвы

Большой дворец — единственное здание в Царицыне, созданное по проекту русского архитектора Матвея Федоровича Казакова. Он определяет композицию центральной части усадьбы, разделяя ее территорию надвое: северный фасад дворца обращен на широкую подъездную площадь, южный — к поляне, самой большой в пейзажном парке. Дворец стоит на высоком берегу пруда, и его кровли издалека видны над кронами деревьев.

История Большого дворца драматична. Начало строительства было положено в 1776 г. В. И. Баженовым. Однако Главный корпус дворца, состоящий из трёх частей, не понравился императрице Екатерине II, посетившей имение в 1785 г. Она приняла решение снести почти готовое здание и начать новое строительство, которое поручила ученику Баженова — М. Ф. Казакову.

На месте разобранных баженовских корпусов Казаков предполагал построить грандиозный дворец с высокой центральной галереей. Архитектор сохранил общий для царицынских строений Баженова стиль, называвшийся тогда «готическим»: стрельчатые окна, арки, шпили на башнях и проч.

Сочетание красного кирпича и белого камня, декоративные стрельчатые арки на фасадах, сложные парапеты вписывали новый дворец в ансамбль Баженова. Императрица пожелала, чтобы царицынский ансамбль был манифестацией силы и величия ее царствования. Боковые квадратные корпуса стали значительно больше, соединяющая их галерея приобрела царский размах — там предполагалось устроить парадные помещения, на верхнем этаже должен был разместиться двусветный зал, подобный тронным залам императорских резиденций в Царском Селе и Петергофе. Над кровлей галереи появлялся ажурный бельведер, увенчанный двуглавым орлом. По углам боковых корпусов — граненые башни со стрельчатыми окнами и высокими крышами. Новый дворец по размаху не должен был уступать Екатерининскому дворцу в Царском Селе.

Однако расходы на русско-турецкую войну 1787–1791 гг. не позволили продолжать строительство. Работы возобновились только в 1793 г., причем проект был значительно упрощен: здание «понизили» на один этаж и перекрыли кровлями, выкрашенными в черный цвет. Не появилось белокаменного кружева парапетов и шпилей, не был осуществлен и двусветный тронный зал. Царицыну не суждено было стать парадной императорской резиденцией: Екатерина II охладела к своей затее.

После смерти императрицы в 1796 г. её сын Павел I окончательно «заморозил» царицынскую стройку.