Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

Одно из малых сооружений дворцовой застройки. Построено в 1776 – 1779 гг. по проекту придворного архитектора Василия Баженова. Сам Баженов в чертежах называет его «третий дом» или «малый домик» (по сравнению с первыми двумя корпусами). Словосочетание «кавалерский корпус»  — современное: оно используется только с 1947 года.

По стилю и оформлению Третий кавалерский корпус довольно сильно отличается от двух других кавалерских корпусов. Установить их предназначение до сих пор точно не удается. Однако именно Третьему корпусу императрица явно придает значение: в чертежах здания можно видеть ее собственноручные правки.

Третий кавалерский корпус стоит на живописном холме возле Среднего Царицынского пруда. Это одноэтажное кирпичное здание со стрельчатыми окнами и скругленными внешними углами. Венчает здание изящная башенка-бельведер. Внутри находится круглый зал – причем одна его часть по замыслу Баженова выступает наружу и образует полуротонду.

Внутренние отделочные работы Третьего кавалерского корпуса начинаются в 1784 году. Рабочие кладут полы и штукатурят стены. Установлены изразцовые печи.

Но в 1785 году Екатерина II отказывается от новой резиденции. Формальная причина – тесные и низкие помещения. Баженова отстраняют от должности. Строительство прекращается.

Однако в последующие годы здание активно используется – в отличие от остальных построек. В начале XIX века Царицыно — популярное место для загородных прогулок. В связи с этим некоторые постройки ансамбля переделываются под кафе и развлекательные заведения. Вплоть до начала 1830-х годов Третий кавалерский корпус используется в качестве «трактира и гостиницы». Постепенно здание ветшает. Башня-бельведер обрушивается. С 1872 года его использует как дачу коллежский советник Иван Давидов (он же арендует и все царицынские оранжереи). В результате здание Третьего корпуса сильно видоизменяется. Лестницы закладывают. Главный вход переносят. К тому же к зданию пристраивают большую террасу. А в начале ХХ века на прилегающем участке появляются надворные постройки. Сараи. Конюшни. Курятник.

После революции 1917 года Царицыно переименовывают в поселок Ленино. В здании размещается «Большевистский клуб политическо-спортивного союза молодежи». Затем – Ленинский клуб имени Ф. Шкулева.

В середине 1920-х годов весь дворцово-парковый ансамбль переходит в ведение Главнауки. В 1927 году – к 10-летию Октябрьской революции – в Третьем кавалерском корпусе открывается Царицынский историко-художественный и краеведческий музей. Он занимает всего несколько комнат. Но пользуется большой популярностью: ежегодно более 20 тысяч граждан приезжают посмотреть на подлинные коллекции баженовских чертежей и находки из курганов вятичей.

В 1930-е годы – на волне коллективизации — музей переименовывают в Ленинский краеведческий музей садово-огородного района. Характер экспозиции резко меняется в сторону сельского хозяйства. Место портретов и канделябров занимают макеты тракторов и плугов. В Третьем кавалерском корпусе проводятся выставки «День урожая» и «Весенняя посевная кампания». В конце концов музей теряет популярность у публики – и его закрывают.

С 1937 по 1973 гг. здание занимает районный Дом культуры с кинотеатром. Затем — Управление капитального строительства Академии художеств СССР. А В 1984 году в Москве открывается Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР. Стараниями его первого директора – художника Ильи Глазунова – Царицынский ансамбль со всеми постройками переходит в ведение музея. В Третьем кавалерском корпусе размещаются дирекция и фондохранилище.

В результате реставрационных работ 1998–2003 гг. зданию возвращают исторический вид. Сегодня в Третьем Кавалерском корпусе размещается экспозиция музея — «Дачное Царицыно».