Loading...
Департамент культуры города Москвы

Экспозиция «Воспоминание о великой руине» посвящена истории разрушения и реставрации Большого дворца, построенного в конце XVIII века по проекту Матвея Казакова.

Десятилетний период строительства дворца (1786–1796) почти сразу сменился периодом его разрушения, продлившимся без малого 200 лет. За это время здание превратилось в романтическую руину, окруженную зеленью царицынского парка. Однако в таком состоянии дворцу угрожала гибель: металлические конструкции проржавели, камень разрушился, кирпич расслоился.

Реставрация здания началась в 1980-е годы и длилась в общей сложности 20 лет. В 2005 году начался решающий, последний этап работ, и в 2007 году дворец наконец открыли для широкой публики.

«Мы хотим показать историю Большого дворца в XIX–XX веках, рассказать, какие проекты его использования и реставрации возникали на протяжении этих 200 лет и как архитекторы и реставраторы пришли к тому варианту, которой был реализован в 2007 году», — говорит куратор проекта Ольга Докучаева.

При работе над экспозицией использовались материалы, которые показывают этапы постепенной руинизации казаковской постройки и преемственность трех разработанных в разные годы проектов ее реставрации. Ведь при реконструкции 2005 года была осуществлена концепция, заложенная еще в 1970-е годы. Строители постарались сохранить все, что дошло до нашего времени, не уничтожив ни единого исторического кирпича. Но, используя разные варианты проекта Казакова, они позволили себе домыслить облик кровель и их декора, а также убранство дворцовых интерьеров, которых не было в проектах Казакова. Так, например, возник парадный двусветный Екатерининский зал. Во время всех работ применялись современные материалы и технологии.

Огромная роль в новой экспозиции отводится видеоарту, погружающему зрителя в мир образов «великой руины», созданный на основе документальных фото- и киноматериалов разного времени. В экспозицию включены также фотографии, графика, предметы археологии и произведения декоративно-прикладного искусства XIX–XX веков. Строгий дизайн повествующей о прошлом выставки нарочито контрастирует с блеском и роскошью расположенного по соседству нового Екатерининского зала.