Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

Виртуальная выставка создана по мотивам проекта «Скульптура А.М. Опекушина «Екатерина II». От Думы до «Царицына», проходившей c марта по июль 2019 года в Большом дворце.

Скульптура Екатерины II – один из самых известных экспонатов ГМЗ «Царицыно». В её драматичной судьбе нашли отражение важнейшие страницы истории России: сословная реформа Екатерины II – Жалованная грамота городам (послужившая поводом создания скульптуры, дань уважения и признания Великой императрицы), революционные события 1917 года и тотальное уничтожение всего монументального искусства, отражавшего историю императорской России, развал СССР и возвращение символов имперского периода русской истории.

Решение о создании скульптуры Екатерины II было принято на заседании Московской городской думы 15 марта 1885 года – в год 100-летия со дня издания императрицей Жалованной грамоты городам Российской империи (21 апреля 1785 г.). Первоначально предполагалось установить её на Воскресенской (ныне площадь Революции) площади перед новым, тогда ещё не построенным, зданием Думы. Изготовить скульптуру было предложено М. М. Антокольскому. Представленные вскоре два варианта модели не получили одобрения императора Александра III и от услуг Марка Матвеевича пришлось отказаться. В 1896 г. скульптура была выполнена академиком А. М. Опекушиным и в день 100-летия со дня кончины императрицы 6 ноября 1896 г. установлена в Большом зале Московской городской думы. После Октябрьской революции 1917 г. скульптуру вывезли в Государственный музей изящных искусств (ныне – Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). За время её нахождения в музее, по крайней мере дважды она должна была быть уничтожена. Спас её тогдашний директор ГМИИ С. Д. Меркуров, «спрятав» её у своих друзей в Ереване. До 2003 г. мраморная Екатерина находилась в Ереванской картинной галерее, когда по договорённости Московского правительства с уже независимой в то время Арменией было принято решение о возвращении скульптуры Екатерины II в Москву. После реставрации в Государственной Третьяковской галерее она заняла своё место в Екатерининском зале Большого дворца в Царицыне.

Воскресенская площадь – одна из самых оживлённых и многолюдных в древней столице. Издавна на ней собиралось огромное количество извозчиков, а множество трактиров, располагавшихся в соседних зданиях, обеспечивало им постоянный приток клиентов. По Воскресенской площади с начала 1870-х гг. проходила линия конки, а с конца XIX в. – первый московский трамвай.

Эти обстоятельства заставили московских и петербургских чиновников пересмотреть первоначальный замысел установки памятника Екатерине II и предложить перенести его в Большой зал нового здания Городской думы.

Первый проект памятника

Городской голова Москвы Николай Александрович Алексеев на заседании Думы 1 июля 1888 г. предложил заказать изготовление памятника скульптору Марку Матвеевичу Антокольскому.

В конце 1888 г. скульптор прислал в Думу фотографии модели памятника. Императрица была изображена в порфире, с простёртой вперед левой рукой, в которой она держала свиток с грамотой, как бы подавая его Думе. Ниже, на пьедестале, на высоте человеческого роста был представлен орёл, охраняющий щит с гербом Москвы; на противоположной стороне полуразвёрнутый свиток с начальными словами Жалованной грамоты, а по бокам даты «21 апреля 1785–1885», соответствующие годам пожалования грамоты и столетия этого события.

Макет первого варианта памятника Екатерине II. Скульптор Марк Матвеевич Антокольский (1843–1902). 1888 год

M.M. Антокольский

Второй проект памятника

Представленный на Высочайшее рассмотрение Александру III проект М. М. Антокольского совершенно не понравился императору. Он нашёл его «несоответственным для постановки на площади». Проект был отправлен скульптору на доработку.

В сентябре 1889 г. М. М. Антокольский прислал в Москву фотографии второй, существенно переделанной модели памятника Екатерине II.

Однако и этот вариант не получил одобрения в Петербурге.  Было отмечено «отсутствие соотношения между фигурой и пьедесталом, при недостаточной ширине последнего. Формы пьедестала Комитет признаёт неудачными, верхние его части чрезмерно грубы и грузны. Пропорции фигуры императрицы неудачны и общий контур всего памятника неизящен. У подножия двуглавый орёл неудачно поставлен и кроме того (едва ли удобно двуглавый) орёл – эмблема Российской империи, изображён реально некоронованным».

Стало очевидно, что от услуг М. М. Антокольского придётся отказаться.

Макет второго варианта памятника Екатерине II. Скульптор Марк Матвеевич Антокольский (1843–1902). 1889 год

В 1888 г. на конкурсе победил проект здания Московской городской думы архитектора Д. Н. Чичагова (1835–1894). Он же взял на себя исполнение рисунков скульптуры Екатерины II, которую было решено установить в Большом зале нового здания.

 

А.М. Опекушин (1838–1923)

Д.Н. Чичагов предложил поручить изготовление скульптуры А.М. Опекушину. Выбор был сделан неслучайно: архитектор давно знал Опекушина, работал с ним ранее над несколькими проектами, а кроме того, Александр Михайлович к тому времени уже прославился как автор многих известных работа, в частности группы фигур на памятнике императрице Екатерине II в Санкт-Петербурге (открыт в 1873) и памятника А. С. Пушкину на Тверском бульваре (открыт в 1880).

Из письма С. И. Мамонтова Московскому Городскому голове К. В. Рукавишникову о скульптуре А. М. Опекушина. 2 мая 1893 года (ЦГА г. Москвы)

«Законченная в глине модель статуи названного памятника [Екатерины II] осмотрена мною 28 сего апреля в Петербурге в мастерской художника. Монументальная статуя исполнена господином Опекушиным во всём строго по указанным ему заданиям с соблюдением всех условий серьёзности задачи и художественных требований. Фигура, как в общем, так и в деталях, мастерски скомпонована, причём гармония формы и пропорции тщательно обдуманы, что придаёт всему монументу характер строгой и величавой простоты. Что касается самой техники, то она вполне закончена, свежа и серьёзна, и должна удовлетворять самым строгим требованиям».

Открытие скульптуры Екатерины II состоялось на торжественном заседании Думы 6 ноября 1796 г. и было приурочено к 100-летию со дня кончины Великой императрицы.

На церемонии присутствовали великий князь Сергей Александрович и его супруга великая княгиня Елизавета Фёдоровна, московский городской голова К. В. Рукавишников, московский губернатор А. Г. Булыгин и многие другие.

На следующий день газета «Московский листок» писала: «Памятник очень красив и эффектен. Статуя Великой Монархини изваяна из каррарского мрамора, постамент – из порфира, а основание из серого финляндскго гранита. Изображена императрица в порфире, с андреевской цепью на шее и с лентою того же ордена через плечо; в правой руке её бронзовый вызолоченный скипетр, на голове малая императорская корона. На красном порфировом постаменте памятника помещён бронзовый вызолоченный картуш с инициалом Её Величества, окружённый лавровыми ветвями. У подножия постамента на гранитном основании положен бронзовый вызолоченный лавровый венок с пальмовою ветвью. Памятник Екатерины II эффективно выделяется на оливкового цвета плюшевой драпировке. Он помещается под малиновым бархатным балдахином, отделанным золотыми кистями, на верху которого красуется золотая императорская корона».

Сразу после Октябрьской революции 1917 г. скульптура Екатерины II, как и многие другие статуи императоров и императриц, была вывезена из присутственных мест в Музей изящных искусств (ныне – Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Неоднократно ей угрожала опасность уничтожения. В 1924 г. вопрос о необходимости нахождения скульптуры Екатерины II неоднократно обсуждался в стенах музея различными Комиссиями. В итоге было принято решение об её уничтожении. Спасением для скульптуры стало отсутствие у музея денег на её вывоз и уничтожение.

В 1940-х гг. скульптура находилась на даче директора ГМИИ им. А. С. Пушкина С. Д. Меркурова  в Измайлово.

В начале 1950-х гг. над скульптурой Екатерины II вновь нависла угроза уничтожения. Из неё предполагалось изготовить бюсты революционных деятелей. В начале 1952 г. Сергей Дмитриевич тайно отправил скульптуру Екатерины II на свою родину в Армению своему другу А. Манукяну, заместителю директора Государственной картинной галереи Армении.

Более 50 лет мраморная Екатерина находилась в Государственной картинной галерее в городе Ереване.

Впервые про скульптуру вспомнили уже после развала СССР. В 1997 г. праправнук А.М. Опекушина Ю. В. Климаков опубликовал в «Вечерней Москве» небольшую заметку о статуе Екатерины II. А вскоре на страницах издания появилась и её фотография.

В 2003 году, во время визита мэра Москвы Ю. М. Лужкова и председателя Московской городской думы В. М. Платонова в уже независимую Армению, было достигнуто соглашение о передаче статуи Екатерины II в Россию. В том же году спецрейсом МЧС памятник был доставлен в Москву и передан для реставрации в Государственную Третьяковскую галерею.

Реставрация памятника шла на протяжении практически трёх лет. Его повреждения оказались довольно существенны: был утрачен скипетр и крест на короне, отбиты средний и безымянный пальцы левой руки императрицы, по её спине шла большая трещина. Вся поверхность самой скульптуры была покрыта ржавыми пятнами от попадания на мрамор влаги.

Былой блеск и красоту скульптуре на протяжении нескольких лет возвращали специалисты ГМИИ имени А. С. Пушкина и Третьяковской галереи: реставратор высшей категории Владимир Ильич Черемхин, реставратор Ольга Александровна Васильева и заведующая отделом реставрации Ирина Фёдоровна Красникова.

Передача скульптуры Екатерины II в ГМЗ «Царицыно»

В 2006 году было принято решение передать статую в ГМЗ «Царицыно». Бывший в то время директор музея В. В. Егорычев, вспоминал как это произошло: «В 2005 году я узнал, что Юрий Михайлович Лужков договорился с правительством Армении о возвращении из Еревана в Москву мраморной скульптуры Екатерины II работы Александра Опекушина. Творение это поступило на реставрацию в Третьяковку, директор галереи Валентин Алексеевич Родионов объявил, что оно войдёт в постоянную экспозицию. Мне же хотелось, чтобы эта замечательная скульптура украшала «Царицыно». Тогда на одном представительном совещании в кабинете у Лужкова на Тверской, 13, я обратился к мэру с пафосной речью. Он подумал и изрёк: «Согласен». Решение было принято».


Ю. М. Лужков и В. В. Егорычев в ГМЗ «Царицыно». 2005 год

Транспортировка отреставрированной скульптуры, весом около трёх тонн, из Третьяковской галереи в Царицыно оказалось сложной работой. Для этого был организован специальный транспорт с охраной. Огромную скульптуру невозможно было пронести ни через одни двери дворца. Пришлось специально разобрать один из дверных проёмов. Появление статуи Екатерины II стало огромным событием в жизни Царицынского музея и города Москвы, получившее широкое освещение в СМИ. Сегодня она является одним из главных украшений Большого дворца, которое имеет безусловное историческое и художественное значение.

Подпись А.М. Опекушина на скульптуре