Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

Концерт посвящён фортепианной музыке современного украинского композитора Валентина Сильвестрова, имя которого стоит в одном ряду именами Софьи Губайдуллиной и Эдисона Денисова, Альфреда Шнитке и Арво Пярта. По значимости и масштабу, по возрастной категории и месту в истории музыки ХХ века.

В программе: Валентин Сильвестров. «Мгновения-2019» (багатели, элегии, постлюдии, посвящения)

  • 3 багатели оp.1;
  • 3 постлюдии (посвящение Арво Пярту) оp.64;
  • 2 элегии оp.60;
  • 4 пьесы оp.2;
  • 3 пьесы оp.204 (Ларисе Б.);
  • Рождественские посвящения оp.20;
  • «Мгновения памяти-2» оp.27;
  • «3.02.1857» в память о Глинке оp.22;
  • Постлюдия оp.5.

Для лучшего понимания программы, приводим текст самого Валентина Сильвестрова из письма Алексею Любимову:

«Хочу сообщить тебе и в твоем лице тем пианистам, которым будет это интересно, важную (для меня) новость.  Уже 5 лет назад я осознал, что мой «Багательный эпос» не существует в отдельных циклах или пьесах.

Я организовал все это в 29 сверхциклов (Багатели I — XXIX). Каждый из этих «циклов циклов» должен исполняться как цельный текст, как концерт в одном отделении длительностью ~70 минут. К этим 29 циклам, которые обнимают все 286 опусов, я добавил еще 3 сверхцикла, показав возможность делать другие конфигурации из тех основных 29 циклов.

Теперь моя авторская воля (которую прошу уважать) заключается в том, что сейчас есть 32 больших цельных текста для фортепиано. Это «симфонии мгновений» или «цепи мгновений». Для правильного понимания тут требуется значительное временное пространство, чтобы с этими «Багателями» ничего не соседствовало, и чтобы не было соблазна сравнивать. Так, Гидон Кремер недавно исполнил мои «5 пьес», которые входят в большой сверхцикл «Мелодии мгновений». Он это исполнил после Шуберта без перерыва – и вот это и соблазнило рецензента на постмодернистскую чушь, типа: автор (то есть я) показал невозможность сочинения музыки, что и было его задачей».  Если бы Кремер исполнил весь цикл (~70′), тогда рецензенту было бы трудно говорить эту чушь.

В наше время, когда ты почему-то обязательно должен чему-то принадлежать, а иначе ты просто невидим – я этому «Багательному эпосу» выписал «временный паспорт».  Это – завершение «минимализма». После минимализма, который через «мантрическую мясорубку» дает звуковой фарш разной ценности, и которым можно обклеить обои в гостиной, в туалетах, в залах ожидания, в залах, где проповедуют экстрасенсы и астрологи. После всего этого у меня получился (я это назову) «композиторский минимализм». Отброшены «мантрические костыли», повторностью стали мгновения (но это уже позади текста).

И главное – музыка оказалась «у себя дома», избавившись от «и так далее». Тут уже решает все персонализм мелодии и «орфеджио» (тот минимум, когда уже возможен персональный текст!)

Обнимаю,

В.С.»

Народный артист Российской Федерации Алексей Любимов – советский и российский пианист, клавесинист, органист, дирижёр, педагог. Профессор, преподаватель факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской Государственной консерватории, один из самых неординарных и разносторонних музыкантов современности. Родился в Москве в 1944 году. Учился у Анны Артоболевской в Центральной музыкальной школе, Генриха Нейгауза и Льва Наумова в Московской консерватории. В 16 лет стал победителем Всероссийского конкурса пианистов в Москве. Будучи студентом Консерватории, завоевал I премию и золотую медаль IV Международного конкурса в Рио-де-Жанейро, стал лауреатом Международного конкурса в Монреале. С 1968 года Алексей Любимов начал интенсивно концертировать в СССР и за рубежом. В 1975 году стал солистом Московской филармонии.

Творчество музыканта впечатляет широчайшим диапазоном: от опусов английских верджиналистов, исполняемых на старинном клавесине, до смелых экспериментов Кейджа, Штокхаузена и Булеза. Убежденный сторонник аутентичного исполнения музыки XVII-XIX веков, Любимов сотрудничает с крупнейшими коллективами и музыкантами, практикующими исполнение старинной музыки на оригинальных инструментах различных эпох. Первым в нашей стране начал играть на исторических клавесинах и фортепиано, являлся одним из создателей ансамблей «Московский барочный квартет» и «Академия старинной музыки».

Другой приоритет артиста – музыка ХХ-XXI веков. Он был основателем и руководителем ансамбля «Музыка – ХХ век», впервые в СССР исполнившего ряд сочинений Булеза, Штокхаузена, Кейджа, Райли. Благодаря Любимову обрели концертную жизнь многие произведения Сильвестрова, Пярта, Волконского, Шнитке, Денисова, Мартынова, Уствольской, Пелециса, Немтина, Рабиновича, Карманова, Кнайфеля, Суслина, Мансуряна. Участвовал в организации ряда фестивалей авангардной музыки в Риге и Таллине. Инициатор и художественный руководитель Международного фестиваля авангардной и экспериментальной музыки «Альтернатива», регулярно проводящегося в Москве с 1988 года, а также I Фестиваля Арнольда Шёнберга в Московской консерватории.

В числе оркестров, с которыми выступал пианист, – Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, коллективы Санкт-Петербургской и Московской филармоний, Израильский, Мюнхенский, Лос-Анджелесский филармонические оркестры, Лондонский Королевский филармонический оркестр, филармонический оркестр Радио Франс, симфонические оркестры Токио, Торонто, Берлина, Лейпцига, Хельсинки, Камерный оркестр Нидерландов, «Оркестр века просвещения», «Венская академия», Collegium Vocale Gent и многие другие.

Участвовал в крупнейших международных фестивалях в России и за рубежом.  Любимов стал одним из инициаторов создания и возглавил Факультет исторического и современного исполнительского искусства, на котором впервые в России были введены программы обучения на старинных инструментах. Профессор университета Моцартеум в Зальцбурге. Член жюри многих международных конкурсов.

В последние годы Любимов с учениками и коллегами каждый сезон предлагает слушателям изысканные программы на клавишных инструментах разных эпох, среди которых клавикорд, клавесин, тангентенфлюгель, орган-позитив, молоточковое фортепиано (Hammerklavier), тафель-клавир, рояль «Эрар» середины XIX века, современные рояли. Дискография Любимова насчитывает свыше 50 CD, записанных на лейблах Erato, Sony Classical, Teldec, BIS, EСM, Decca, Megadisc и других.

Концерт из цикла «Салон камерной музыки»