Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

Анри Эрнест Модест Гретри – во второй половине XVIII века имя этого композитора родом из Льежа было широко известно не только на его родине, а его оперы (их у композитора около 60) с успехом шли на сценах многих театров Европы и даже на подмостках крепостного театра графа Шереметева в России (как известно, юная Прасковья Жемчугова дебютировала там в 1779 году в опере «Испытание дружбы» Гретри). Наиболее ярко талант композитора раскрылся в так называемой «полусерьезной опере», отражающей характерные для «чувствительного» жанра темы социального неравенства, «угнетенной добродетели». Оперы, одна за другой, как из рога изобилия, появлявшиеся из-под пера композитора, пользовались широчайшей популярностью, а мелодии мгновенно проникали в быт и распевались повсюду. Известно, как высоко ценили композитора оперный реформатор Глюк, венские классики Моцарт и Бетховен. За чрезвычайно щедрый талант и популярность Гретри прозвали «Мольером музыкальной комедии», он пользовался особой благосклонностью при дворе Людовика XVI и Марии-Антуанетты, для него были открыты двери и в Королевскую академию музыки, и в придворные театры Версаля и Фонтенбло.

13 января 1790 года в Театре итальянской комедии в Париже состоялась премьера оперы «Петр Великий». Эта опера на либретто Ж.-Н. Буйи по книге Вольтера «История Петра Великого» появилась на свет в эпоху «кровавого театра» Великой Французской революции. Правда, хотя Бастилия пала, монархия была еще жива. До гильотины, оборвавшей жизнь Людовика XVI, оставалось три года. Авторам казалось, что они создавали произведение специально для прославления идеи гуманной монархии и короля Людовика XVI. Гретри в предисловии к опере писал: «Я был поражен и восхищён видом возрождающейся Франции. Поэтому я заглянул в историю в поиске сюжета, который мог бы быть с этим связан и который я мог бы театрализовать. Я увидел, что некий русский, которого звали Петром I, пренебрёг блеском царских покоев, полностью посвятив себя своему народу, как это ныне делает король Луи XVI для народа Франции. Пётр Алексеевич создал общество образованных и высоко цивилизованных людей из массы аморальных, беспринципных и бездарных варваров…».Либреттист, дебютировавший в этом амплуа, а впоследствии ставший одним из самых известных французских драматургов, легко соединил в единый сюжет исторические события, случившиеся в разные годы, с вымышленными.

После 1793 года опера Гретри была изъята из репертуара и надолго ушла в небытие. В конце XIX века о композиторе припомнил в своей «Пиковой даме» П. И. Чайковский, процитировав в арии графини мелодию Гретри из его оперы «Ричард Львиное сердце». А в начале века XXI, в 2001-м, то есть спустя 211 лет после премьеры , «Петр Великий» увидел свет рампы в Императорском театре, построенном Наполеоном III в Компьене, неподалеку от Парижа, – в ознаменование 100-летия визита в Шато де Компьень в 1901 году русского царя Николая II. В 2003 году еще одна версия оперы Гретри была поставлена Дмитрием Бертманом в «Геликон-опере». В октябре 2017 оперу поставили в Камерном зале Московской филармонии. Именно в этом концертном варианте и в исполнении этих же артистов «Пётр Великий» предстанет в Оперном доме.

Исполнители: Пётр — солист Музыкального театра «ГЕЛИКОН–ОПЕРА» Дмитрий Хромов (тенор); Екатерина — заслуженная артистка России Яна Иванилова; Лефорт, Жорж — Евгений Скурат;Каролина, Женевьева — заслуженная артистка России, солистка Музыкального театра «ГЕЛИКОН–ОПЕРА» Екатерина Облезова; Московский ансамбль «Солисты барокко». Художественный руководитель – Андрей Спиридонов.

В программе: Анри Эрнест Модест Гретри

Концерт из цикла «Музыка оперного дома»